Планирования, аттестация и стандартизация качества продукции

Качество продукции, совокупность свойств продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

В Директивах 24-го съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—75 подчеркивается необходимость «… повысить технический уровень, экономичность и качество всех видов продукции. Вновь осваиваемая продукции по качественным и технико-экономическим характеристикам должна соответствовать передовым достижениям мировой науки и техники».

В современных условиях К. п. охватывает не только потребительские, но и технологические свойства продукции, конструкторско-художественные особенности, надежность, долговечность, уровень стандартизации и унификации деталей и узлов в конструкции и др.

Свойства, составляющие К. п., характеризуются с помощью непрерывных или дискретных величин, называемых показателями К. п., которые должны иметь количественный измеритель. Они могут быть абсолютными, относительными или удельными. Значения величин зависят от условий и методов их определения. Показатели К. п. устанавливаются объективными методами, органолептически (т. е. с помощью органов чувств), экспертным путем и т.д. и рассматриваются применительно к условиям создания и эксплуатации (потребления) продукции. Показатель К. п., характеризующий одно ее свойство, называется единичным, два и более свойств — комплексным. Относительная характеристика К. п., основанная на сравнении ее с соответствующей совокупностью базовых показателей, называется уровнем К. п. При оценке уровня используются как технические, так и экономические данные.

К. п. имеет первостепенное значение для роста национального богатства и для конкретных потребителей продукции, т.к. качество определяет ее потребительную стоимость. При этом часто повышение К. п. равнозначно росту ее количества, но повышение качества обычно достигается при меньших затратах, чем количественное увеличение выпуска продукции.

Критерием оптимальности уровня К. п., т. е. ее эффективности, может служить комплексный интегральный показатель К. п., отражающий соотношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации (потребление). При наибольшем значении интегрального показателя К. п. обеспечивается наивысший полезный эффект, получаемый на каждый рубль затрат, т. е. максимальная эффективность для общества.

Управление К. п. — установление, обеспечение и поддержание его необходимого уровня — осуществляется путем систематического контроля, т.к. проверки соответствия показателей качества установленных требования (стандартам, техническим условиям и др. нормативно-технической документации), и целенаправленного воздействия на условия и факторы, от которых зависит К. п. (качество документации, оборудования, инструмента, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, квалификация изготовителей). Большую роль при этом играют экономические методы, которые охватывают вопросы планирования, стимулирования, ценообразования и др.

Важный элемент в управлении К. п. — планирование повышения качества, т. е. установление обоснованных заданий на выпуск продукции с определенными значениями показателей, которые должны быть достигнуты к заданному моменту или на заданный период времени. Планирование повышения К. п. должно предусматривать наиболее полное использование достижений науки и техники в соответствии с требованием потребителей, назначением и условиями пользования продукции, требованиями техники безопасности и экономической целесообразности. Задания и мероприятия по повышению К. п. разрабатываются с учетом результатов анализа качества выпускаемой продукции, исходя из основных направлений развития отраслей народного хозяйства, прогнозов технического прогресса, требований прогрессивных стандартов и потребностей народного хозяйства в продукции определенного качества.

Введенная в СССР в 1971 Единая система аттестации качества промышленной продукции (ЕСАКП) объединяет государственную отраслевую и заводскую аттестацию. Аттестации подлежит вся продукция, определяющая профиль министерства, объединения, предприятия, а также постоянно выпускаемая продукция. Продукция, выпускаемая предприятиями-изготовителями, аттестуется по 3 категориям качества: высшей, первой и второй; вновь разрабатываемые изделия, передаваемые в серийное производство, — по высшей и первой категориям. К высшей категории относится продукция, соответствующая или превосходящая по своим технико-экономическим показателям высшие достижения отечественной и зарубежной науки и техники. Этой продукции в установленном порядке присваивается Государственный знак качества. К первой категории относится продукция, которая соответствует по своим технико-экономическим показателям требованиям действующих стандартов и технических условий, ко второй — продукция, не соответствующая этим требованиям, морально устаревшая и подлежащая модернизации или снятию с производства, стандарты и технические условия на которую требуют пересмотра в установленном порядке. ЕСАКП является основой для планирования объемов производства выпускаемой продукции по соответствующим категориям качества, обеспечения повышения его уровня, а также для экономического стимулирования преимущественного производства продукции высшей категории качества.

Особое место в обеспечении высокого К. п. принадлежит стандартизации. Комплексная стандартизация сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и готовой продукции — эффективное средство планомерного повышения К. п. Стандартизация устанавливает оптимальные показатели качества, параметрические ряды продукции, методы контроля и испытаний, режимы технического обслуживания, методы ремонтов, нормы запасных частей и т.п. Учитывая важное значение стандартизации в системе управления К. п., ЦК КПСС и Совет Министров СССР в ноябре 1970 приняли постановление «О повышении роли стандартов в улучшении качества выпускаемой продукции». Реализация этого постановления позволила усилить регулирующее и организующее воздействие стандартов при управлении К. п.

i-po.ru » Шпаргалки по экономике
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *