Понятия лизинга и франчайзинга

Лизинг — вид аренды машин, оборудования, транспортных средств и другого движимого и недвижимого имущества производственного назначения, при котором лизингодатель по поручению лизингополучателя приобретает в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставляет его лизингополучателю за плату во временное владение и пользование.

Выбрать продавца лизингового имущества может как арендодатель, так и арендатор в зависимости от условий договора. В последнем случае лизингодатель не отвечает за выбор предмета аренды и продавца. Если выбор продавца лежит на арендодателе, то арендатор вправе предъявлять требования в отношении качества и комплектности имущества и сроков его поставки как к продавцу, так и к арендодателю. В случае перехода риска случайной гибели или порчи арендованного имущества к арендатору он же и заключает договор страхования. В зависимости от условий соглашения лизинговое имущество может страховаться и лизингодателем.

В качестве лизингодателей могут выступать: а) юридические лица, например специализированные лизинговые компании, имеющие лицензию на право занятия соответствующей деятельностью; б) граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Лизингополучатель (арендатор) — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получающий имущество в пользование по договору Л.

Продавец лизингового имущества – предприятие — изготовитель машин и оборудования, торгующая организация или другое юридическое либо физическое лицо, продающие имущество, являющееся объектом Л.

В лизинговом контракте указываются: данные, позволяющие определенно установить имущество, являющееся предметом Л.; размер лизинговых платежей и порядок их внесения; продолжительность лизингового договора, права и обязанности сторон по окончании срока договора; права и обязанности сторон по продаже, поставке, транспортировке, приемке, монтажу, хранению и обслуживанию лизингового имущества; условия страхования; форс-мажорные обстоятельства; возможность переуступки права пользования имуществом сторонней организации; условия прекращения договора.

При Л. движимого имущества договор оформляется в простой письменной форме, при Л. недвижимого имущества договор подлежит регистрации в едином государственном реестре. Помимо этого при осуществлении лизинговой сделки оформляются следующие документы: договор купли-продажи лизингового имущества; протокол приемки, подтверждающий поставку объекта лизинговой сделки, его монтаж и ввод в эксплуатацию.

Лизингополучатель обязан в сроки, согласованные в договоре, вносить лизинговые платежи.

Согласно методическим рекомендациям, расчет лизинговых платежей осуществляется в такой последовательности: 1) рассчитываются размеры лизинговых платежей по периодам выплат, установленным сторонами; 2) рассчитывается общий размер лизинговых платежей за весь срок договора лизинга как сумма платежей по периодам; 3) рассчитываются размеры лизинговых взносов в соответствии с выбранной сторонами периодичностью взносов, а также согласованными методами начисления и способом уплаты.

Франчайзинг — система договорных отношений между крупными фирмами (франчайзерами), имеющими устойчивую репутацию в сфере бизнеса и владеющими технологическими секретами в данной области, с одной стороны, и мелкими фирмами (франчайзи, или операторами) — с другой, при которой последние получают право на производство и реализацию от имени и под торговой маркой крупной фирмы определенных товаров и услуг. Стороны договора должны иметь статус юридического лица.

Использование торговой марки франчайзера — не только право, но и обязанность оператора. Он должен поддерживать уровень качества и обслуживания не ниже, чем на предприятиях франчайзера. В противном случае контракт расторгается, а франчайзер имеет право требовать выплату неустойки.

В договоре Ф. указываются: территория, на которой предоставлено право использования торговой марки; полное описание бизнеса; срок действия договора и условия его прекращения или продления; условия и порядок оплаты; взаимные обязательства по помощи и поддержке.

Оператор выплачивает франчайзеру единовременный взнос за право пользования на рынке именем и торговой маркой и приобретает у него основные фонды. Если у оператора не хватает собственных ресурсов, то основные фонды он берет в аренду. Франчайзер также устанавливает размер отчислений от текущих продаж оператора (обычно 2-3%). Кроме этого, он может назначить регулярную плату за рекламу торговой марки, которую использует оператор (1-5% от выручки). Данные платежи устанавливаются, как правило, компаниями, осуществляющими крупные рекламные проекты. Оператор приобретает у франчайзера сырье, материалы, полуфабрикаты, униформу и символику; пользуется консультациями специалистов данной фирмы. Франчайзер может предоставлять франчайзи кредиты на льготных условиях или выступать его поручителем.

Ф. бывает товарным, производственным и деловым.

Товарный Ф. (соглашения об использовании торговой марки) — вид договорных отношений, при которых франчайзи приобретает право у крупной компании на продажу товаров с ее торговой маркой. При этом, как правило, оператор специализирован на реализации одного вида товаров или услуг. Данный вид Ф. распространен в торговле, и степень регламентации обязанностей оператора здесь невысока.

Производственный Ф. — вид договорных отношений, при которых франчайзи получает право наряду с реализацией продукции под торговой маркой франчайзера использовать полученную от него технологию производства. Между партнерами устанавливаются тесные контакты, предполагающие детальную регламентацию деятельности оператора, к которому предъявляются равные с франчайзером требования по сохранению уровня качества продукции, параметров технологического процесса, квалификации персонала, объемам реализации, текущей отчетности. Данная форма Ф. распространена в сфере общественного питания, бытового обслуживания, в области оказания деловых и профессиональных услуг организациям и населению.

Деловой Ф. предполагает продажу лицензии на право открытия магазинов по реализации продуктов и услуг под именем франчайзера.

i-po.ru » Шпаргалки по экономике
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *