Характеристика различных школ управления (классическая школа управления, теория “человеческих отношений”, школа наук управления.)

Административная (классическая) школа в управлении

1. Представители классической школы, а именно — А. Фай-оль, Л. Урвик, Дж. Муни, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Основная задача — разработка универсальных методов управления, эффективность применительно к работе всей организации. Основатели классической школы определяли закономерности развития и процветания организаций исходя в первую очередь из личных наблюдений, а не основываясь на научной методологии. Они старались взглянуть на предприятие с точки зрения широкой перспективы.

Разработка рациональной системы управления организацией относится к первой категории принципов. А. Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. Основными функциями были названы финансы, производство и маркетинг. Путем выделения этих функций школа стремилась наиболее эффективно разделить организацию на группы.

Вторая категория принципов касалась построения структуры организации и управления работниками.

2. А. Файоль сформулировал 14 принципов управления

• Разделение труда. Целью разделения является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях за счет сокращения числа целей. Возможно лишь до определенного предела, за которым эффективность снижается.

• Неотделимость власти от ответственности. Полномочия дают право отдавать приказ, ответственность означает готовность отвечать за результаты его исполнения.

Дисциплина. Предполагает послушание и уважение к договоренности между предприятием и его сотрудниками. Дисциплина обязательна для работников всех уровней и предусматривает справедливое применение санкций.

Единоначалие (единство распоряжения). Работник должен получать приказы только от одного, непосредственного руководителя.

Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

Подчиненность индивидуальных интересов общим. Интересы одного работника, даже руководителя, не должны превалировать над интересами компании.

Вознаграждение персонала по справедливости.

Централизация. Необходимо обеспечить наиболее правильное соотношение между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий.

Иерархия (скалярная цепь), то есть ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, — вниз, до руководителя низового звена.

Порядок. Место — для всего и все — на своем месте.

Справедливость — доброта, основанная на объективности.

Стабильность рабочего места для персонала.

Инициатива.

Корпоративный дух. Общность интересов работников дает в результате гармонию персонала и коллективизм.

Школа человеческих отношений и поведенческие науки

1. Школа человеческих отношений начала развиваться в связи с неспособностью представителей научного управления и классической школы полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации. Наибольший вклад в развитие школы человеческих отношений

внесли два ученых — Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо. Основатели школы человеческих отношений считали технократический подход к организации управления узким и односторонним и заменили сми-товскую концепцию «экономического человека», принятую тейлоризмом, концепцией «социального человека»

Эксперименты Э. Мэйо на заводе «Вестерн Электрик» открыли дорогу новому направлению в теории менеджмента. Четкий алгоритм рабочих операций даже в сочетании с хорошей заработной платой не всегда вел к повышению производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителей.

Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этого явления. По Маслоу, движущими мотивами людей выступают не столько экономические силы, сколько различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Исследователи полагали, что проявление большой заботы о работниках, ведет к повышению уровня удовлетворенности, а следственно и к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей взаимного общения на работе. 2. Школа человеческих отношений не смогла дать ответы на все вопросы, которые ставила жизнь. Поэтому вскоре на ее основе возникла целая группа поведенческих концепций, разработчики которых ставили перед собой задачу помочь людям наиболее полно раскрыть свои внутренние возможности и тем самым дать дополнительный стимул повышению производительности труда. Наиболее яркими представителями этой школы были Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт? Все они особое внимание обращали на различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникации в организациях, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.

Одной из наиболее последовательных современных концепций мотивации деятельности человека, ориентирующихся на активизацию человеческого фактора, является концепция профессора Мичиганского университета Д. Мак-Грегора, который анализирует две условно называемые теории: «теорию икс (х) » и «теорию игрек (у) «.

«Теория х-«(это собственно теория Ф. Тейлора) предполагает, что человек ленив и старается избегать работы; людей нужно принуждать к труду; они хотят, чтобы ими руководили; они не хотят ответственности, не терпят перемен; им нельзя доверять.

По мнению Мак-Грегора, люди совсем не таковы от природы и им присущи противоположные качества («теория у»). «Теория х» приводит к акценту на тактике контроля, на процедурах и методах, дающих возможность предписывать людям, что им надлежит делать, определять, выполняют ли они это, и применять поощрения и наказания. Поскольку в основе лежит предположение, что людей необходимо заставлять делать то, что необходимо для успеха предприятия, внимание, естественно, направлено на методы управления и контроля. Новый подход ориентирован на оказание помощи работнику в осознании собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Однако в некоторых ситуациях и данный подход оказывался несостоятельным.

Школы науки управления

1. Появление новых научных разработок пробудило к жизни новые возможности, в плане исследования операций, что послужило толчком для формирования школы науки управления (1950 г.). Первоначально исследование операций сводилось к разработке способов количественного анализа задачи, как целого, без выделения ее частей. Исследование операций — это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации.

В школе науки управления широко применяется модель ситуации. Модель — форма представления реальности, упрощающая эту реальность, облегчающая понимание ее сложностей. Для подробного анализа и описания после создания модели переменным задаются количественные значения.

Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Использование компьютера позволило конструировать модели возрастающей сложности. Такие модели, как распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития выстроены сегодня в различных вариантах и просчитаны значения переменных, влияющих на них.

2. В дальнейшем в школе сформировалась теория принятия решений. При формировании решений часто приходится сравнивать критерии, которые трудно поддаются формализации, например доля рынка, степень новизны продукции, тип конкуренции (ценой, качеством, сервисом).

При этом бывает сложно формализовать все критерии и свести их к деньгам. Возникает потребность в умении обращаться с такими нечеткими понятиями, как:

оценить и сравнить критерии;

дать интегрированную оценку и сравнения по совокупности критериев.

3. Несмотря на общее развитие науки управления, научные принципы и практика применения управленческих подходов в настоящее время различны в разных странах.

i-po.ru » Шпаргалки по экономике
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *