Понятие и виды контроля в управлении

Контроль хода выполнения решений должен осуществляться в течение всего периода реализации решения. Контроль — это сопоставление фактического состояния дел с предусмотренным в решении, а также выяснение причин отклонения. Сила и действенность контроля заключены в возможности предотвратить дальнейшие нежелательные отклонения.

Контроль и проверка исполнения выступают в качестве отличительных свойств управления, отражающих его творческий, организующий и созидательный характер. Ослабление контроля исполнения во многом обусловливает и понижение уровня ответственности. Контроль, выступая средством обратной связи, дает субъекту управления необходимую информацию о действенном положении дел, степени реального выполнения управленческого решения. Благодаря контролю создаются импульсы для новых видов управленческой деятельности. Главная цель контроля состоит в том, чтобы проверить фактическое состояние дел, добиваясь выполнения принятых решений и заданий лицами, ответственными за данные функции управления.

Стадия выполнения решения состоит из организации, анализа, контроля выполнения решения и осуществления обратной связи.

Для эффективного управления необходимо контролировать не только ход исполнения решения, сравнивать его с заданной целью и в случае отклонений производить корректировку, но и контролировать ожидаемое развитие организации. Выделяются следующие виды контроля:

— Предварительный контроль — проверяется правильность постановки целей, достоверность прогнозов, возможность реализации решений. Оцениваются последствия выполнения решений.

— Текущий контроль — контролируется ход выполнения отдельных этапов реализации решений. Оценивается изменение условий деятельности организации и вносятся изменения в последующие этапы реализации решений.

— Последующий контроль — проводится по истечении срока исполнения.

Определяется степень достижения целей решения. Выявляются недостатки в организации разработки и реализации решений и, если необходимо, принимаются меры по более полному выполнению решений.

При выборе и оценке решений как объектов контроля руководствуются следующими положениями:

Контроль должен быть систематическим, постоянным, своевременным и динамичным.

Контроль должен носить объективный характер, быть повсеместным и распространяться на все участки хозяйственной деятельности.

Контроль должен быть рациональным.

Контроль должен быть гласным, а его результаты — достоянием всех работников.

Контроль нередко связан с корректировкой ранее принятых решений, исправлением отдельных неточных положений, видоизменением целей решений либо средств их достижения, определением круга исполнителей, формированием новых или дополнительных решений.

Такая корректировка способствует эффективности всего цикла решений, поскольку постоянно накапливается и анализируется информация о процессе их реализации.

Таким образом, контроль должен быть постоянным и помогать совершенствовать механизм управления, вскрывать недостатки в работе, устанавливать причины невыполнения управленческих решений, планов и принимать меры по их устранению.

Деятельность менеджера, конечно, не следует строго данной схеме. На каждом отрезке времени он готовит решения по одним вопросам, организует исполнение решений по другим, контролирует исполнение третьих и т.д. Ему нужно, таким образом, одновременно держать в поле зрения множество решений. Все это требует особых качеств ума и воли, больших организаторских способностей, профессиональной прозорливости, неустанной работы по самообразованию и самовоспитанию.

i-po.ru » Шпаргалки по экономике
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *