Взаимодействие дошкольных учреждений и семьи

За многовековую историю существования человечества сложилось две ветви воспитания: семейное и общественное. Современная наука доказывает то, что сила и действенность семейного воспитания не сравнимы ни с каким квалифицированным воспитанием.

Но современная семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов: детский сад, школа, секции и т.п.

Взаимодействие семьи и ДОУ предполагает, что ответственность за воспитание детей несут родители, а все другие социальные учреждения призваны содействовать, поддерживать, направлять, дополнять их воспитательную деятельность.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которое осуществляется на основе общения. Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие предполагает, что «детский сад должен быть открыт внутрь» — вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ; открытость детского сада наружу – сотрудничество с социальными институтами. В основе взаимодействия семьи и детского сада лежит сотрудничество. Инициатором установления сотрудничества должны выступать педагоги ДОУ, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, и понимают, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей.

Успех сотрудничества во многом зависит от установок семьи и детского сада. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении воспитателя к ребенку; чувствовали компетентность воспитателя в вопросах воспитания; ценили его личные качества. Привлечение родителей и других членов семьи к образовательной работе необходимо, прежде всего для детей. Сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в педагогическом просвещении родителей; изучали семьи и их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательный процесс. Организатором и координатором сотрудничества выступает заведующая ДОУ. Основные задачи и примерное содержание сотрудничества намечаются в годовом плане и конкретизируются в календарном плане. Положительные результаты достигаются при умелом сочетании различных форм сотрудничества: 1)Посещение семьи ребенка – позволяет изучить условия воспитания, установить контакт с ребенком.

2)День открытых дверей – дает возможность познакомить родителей с детским садом, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы. 3)Беседы проводятся как индивидуальные так и групповые. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать заинтересованность. 4)Консультации — обычно проводятся как индивидуально, так и для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей имеющих одинаковые проблемы в воспитании или успехи, способности детей. 5)Семинары-практикумы – позволяет рассказать о способах и приемах обучения, а также их показать. 6)Родительские собрания – проводятся как групповые, так и общие. Общие организуются 2-3 раза в год. Обсуждаются задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания, летнего оздоровительного лагеря, могут приглашаться различные специалисты. Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносятся 2-3 вопроса. 7)Родительские конференции – основная цель: обмен опытом семейного воспитания.

Так же возможно организовать вечера отдыха, спортивные развлечения, телефон доверия, вечера вопросов и ответов и т.п.

Таким образом сотрудничество с семьей можно организовывать по-разному, главное избежать формализма.

В зоне особого внимания педагогов дошкольного учреждения должны быть молодые семьи, не имеющие опыта воспитания, не владеющие необходимыми знаниями и умениями. Но значительно большего внимания требуют неполные семьи.

В неполной семье, где мать не уделяет ребенку должного внимания, перекладывает воспитание на детский сад, отношение к детям должно проявляться в заботе, уходе, во внимании. Но главным объектом должна являться мать – необходимо донести до ее понимания, что ребенку сейчас переносить отсутствие отца, в силу этого воспитатель служит посредником между ребенком и матерью, помогая ей понять своего ребенка.

По отношении к одиноким матерям, старающимся найти утешение в воспитании ребенка, но не всегда умеющим хорошо это делать, необходимо осуществлять поддержку в стремлении быть хорошим воспитателем для своего ребенка; обращать внимание других родителей на ее педагогические достижения; замечать и подчеркивать положительные изменения в развитии ребенка; быть осторожным в оценке поведения, деятельности ребенка, в силу ранимости матери.

Одинокая мать, демонстрирующая независимость, успехи по службе, внушающая что ее одиночество это лишь незначительные факты требует иного подхода. Такую маму следует озадачить проблемой: какие ожидания в отношении собственной семьи могут сложиться у ее ребенка.

Серьезная проблема – это нежелание разведенных матерей, чтобы отцы принимали участие в воспитании детей. Главное изменить позицию матери – т.е. переключить ее с собственных обид на интересы ребенка.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпаргалки по дошкольной педагогике №2
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *