Планирование воспитательно-образовательной работы в детском саду

Планирование – это разработка системы предстоящей деятельности. Это динамический процесс, нуждающийся в постоянном развитии и поправке.

Педагогический процесс эффективен при условии грамотного планирования. Тенденция отказаться от планирования воспитательно-образовательного процесса, которая одно время имела место в отечественной системе дошкольного воспитания не оправдала себя. Разумный план не сдерживает творчество педагога, а способствует ему.

Долгие годы воспитатели планировали свою работу по строго определенной схеме, следуя за выполнением режима дня. На каждый отрезок времени были определены обязательные виды деятельности, формы организации детей, содержание учебно-воспитательной работы. Например, в утренний промежуток времени планировались индивидуальная работа с детьми, утренняя гимнастика, свободные самостоятельные игры. На первую половину дня планировались фронтальные занятия. Их выбор зависел от установленной «сетки занятий». Для прогулок непременно планировались наблюдения, труд, подвижные игры, индивидуальная работа с детьми. Вторая половина дня посвящалась играм, коллективному труду, развлечениям, досугу.

Такое планирование имело много положительного:

1. Упорядочивало работу педагога.

2. Позволяло учитывать и распределять во времени многообразные воспитательные и образовательные задачи.

3. Чередовать активность и умеренность.

4. Регулировать физическую нагрузку.

Недостатки:

1. Такое планирование располагало к формализации процесса воспитания, подчинению содержания форме.

2. Исключались принципы комплексности, концентрированности.

Сегодня многие дошкольные учреждения отказались от такой формы планирования. Делаются попытки планировать работу по перспективным линиям развития детей в каждой возрастной группе. Воспитателю предоставляется больше свободы в выборе содержания и времени проведения тех или иных мероприятий. Но сохранился так называемый «блочный режим» проведения. Занятия всегда проводятся по времени, сохранилась сетка занятий, выделен блок времени для игр, самостоятельной деятельности, индивидуальной работы.

Формы планирования: На сегодняшний день остаются две основные формы планирования: годовой и календарный план. Обе формы использует и заведующая, и методист, и воспитатель. Годовой план заведующей и методиста предполагает организацию работы всего коллектива в течение года. В нем выделяют 3-4 ведущие задачи. Затем раскрываются формы, в которых будет выполняться годовой план.

В календарном плане методист отмечает уже конкретные даты проведения мероприятий из годового плана. Воспитатель так же планирует общие задачи на год по своей группе. В календарном плане, который может составляться на месяц, на неделю конкретизируются задачи и содержание работы. Единой формы плана сегодня не существует.

В планах прежних лет воспитатель писал учет своей работы. Целью учета был анализ качества педагогической работы за день. В конце рабочего дня воспитатель должен был провести качественный анализ занятий, игр, труда и пр. требование к воспитателю анализировать свою деятельность вполне целесообразна и правомерна. Однако форма анализа оказалась довольно сложной. Поэтому воспитатели выполняли ее формально. В тоже время нельзя говорить о серьезном отношении воспитателя к своей профессиональной деятельности, если он не признает важной роли изучения ее результатов. Так как с детьми работают разные специалисты целесообразно устраивать коллективное обсуждение динамики и качества развития каждого воспитанника.

Задача практического психолога – анализировать процесс развития, отмечать отклонения, оказывать своевременную психологическую помощь.

Примерно один раз в квартал, воспитатель вместе с методистом и психологом ДОУ изучает достижения ребенка по разным разделам программы и линиям возрастного развития.

Старший воспитатель и психолог с участием воспитателя разрабатывают различные методики организации деятельности детей и наблюдений за ними в различных ситуациях, для выявления уровня или динамики развития. При этом ведущим методом остается длительное наблюдение за детьми.

Таким образом, планирование работы должно включать два взаимосвязанных блока: систематизированные мероприятия, направленные на решение воспитательно-образовательных задач и поэтапная проверка уровня развития детей по разным направлениям.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпаргалки по дошкольной педагогике №2
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *