Роль семьи в воспитании детей. Формирование педагогической культуры родителей

Существует две ветви воспитания: семейное и общественное. Издавна ведется спор: что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие в пользу общественных учреждений. Я.А. Коменский назвал материнской школой ту сумму знаний, которую ребенок получает из рук и уст матери. Уроки матери – без перерывов, без выходных, без каникул. И.Г. Песталоцци считал семью подлинным органом воспитания, она учит делом, а живое слово дополняет. А вот социалист-утопист считал семью злом на пути формирования нового человека.

Между тем современная наука располагает данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его силу нельзя сравнить ни с каким даже квалифицированным воспитанием. В исследованиях Т.А. Марковой систематизированы факторы, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания:

— Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером: родительская любовь, защищенность, домашнее тепло и т.п.

— Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца и других членов семьи.

— Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, воспитательную в отношении других членов семьи).

Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, непрерывности, длительности воздействия.

Педагогическая культура – это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность домашнего воспитания. Педагогическая культура включает несколько компонентов:

— понимание и осознание ответственности за воспитание детей;

— знания о развитии, воспитании, обучении детей;

— практические умения организации жизни и деятельности детей в семье; осуществление воспитательной деятельности;

— продуктивная связь с другими воспитательными институтами (школа, ДОУ).

В нашей стране в 20 вв. существовала специальная система повышения педагогической культуры населения – педагогический всеобуч.

Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры – одно их направлений деятельности дошкольного учреждения. Организатором деятельности по повышению педагогической культуры является заведующая. К этой деятельности привлекался весь педагогический состав: медсестра, воспитатель, психолог и т.п. Участие в повышении педагогической культуры населения — профессиональная обязанность каждого педагога. Преимущество психолого-педагогического просвещения заключается в том, что педагог может вовлечь родителей в диалог. Ориентированность ДОУ на повышение пед. культуры усиливает требования к уровню психолого-педагогических знаний об особенностях возрастного развития ребенка, закономерностях и принципах воспитания. Задача педагога – придать теоретическим знаниям прикладной характер. Эффективными будут вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом, заседания дискуссионных клубов. Так же должны использоваться такие формы повышения педагогической культуры, где участвуют родители, дети и педагоги: совместные праздники, развлечения, трудовая деятельность, спектакли и т.п.

Не потеряли актуальности и традиционные формы: семинары-практикумы, родительские собрания, консультации, посещение семьи и т.п. Особого внимание следует уделять самообразованию родителей. Пропаганда педагогической литературы также входит в обязанности педагога, следовательно, возможно использовать следующие формы работы: папки-передвижки, информация на групповом стенде, выставки новой литературы, обзор новинок на родительском собрании. Задача – пробудить у родителей интерес к пед. литературе и помочь выбрать необходимые источники.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпаргалки по дошкольной педагогике №2
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *