Задачи, условия и средства трудового воспитания детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание – целенаправленный процесс формирования готовности трудиться, стремления и умения практически участвовать в трудовой деятельности, процесс формирования положительного отношения к труду.

Существует несколько классификаций задач трудовой деятельности:

На основе классификации Ю. К. Бабанского, В.И.Логиновой, В.Г.Нечаевой можно выделить две группы задач:

1) помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью (в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков, умений);

2) развитие личности ребенка в труде (развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия).

В.Г. Нечаева

1) формирование трудовых навыков и умений;

2) воспитание отношения к труду, заложение основ трудолюбия;

3) воспитание нравственно-волевых качеств личности;

4) овладение навыками трудовой деятельности;

5) воспитание отношения к труду взрослых.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста мо-жет быть эффективно при определенных условиях.

1. Эмоционально-положительная атмосфера. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость. Для этого хорошо использовать музыку. Привлечение к труду взрослых, особенно родителей. Обсуждение результатов труда, вручение наград.

2. Организация материальной среды и трудового оборудования. Существуют определенные требования к трудовому оборудованию — к их размеру, материалу, окраске — и к организации труда дошколь-ников. Оборудования должно хватать для всех детей.

3. Учет нагрузки, которую может испытать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегру-жать детей. Однако плохо и обратное, когда ребенку предлагаются слишком легкие для него задания или дают «детские» инструменты, такие, которые пригодны только для самых маленьких.

4. Учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда. Если мы реализуем личностно-ориентированную модель воспитания, то учитывать интересы детей обязательно. Правда, при этом нужно показывать ребенку преимущество, которым обладает человек, умеющий многое и не отказывающийся от любого труда. Нельзя насильно заставлять ребенка работать. Тонкость воспитательных воздействий как раз и заключается в умении педагога создавать такие условия, в которых он сам захочет работать. Трудом нельзя наказывать.

Средства трудового воспитания: собственно трудовая деятельность детей, ознакомление с трудом взрослых, художественные средства.

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Нельзя научиться чему-либо, не делая этого.

Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

Ознакомление с трудом взрослых. В дошкольной педагогике существует несколько разных подходов к проблеме ознакомления детей с трудом взрослых. Одни авторы (В.И.Логинова, М.В.Крулехт) считают, что ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых. Другие авторы (С.А. Козлова, А. Ш. Шахманова) полагают, что нужно знакомить дош-кольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду.

Когда ознакомление с трудом взрослых рассматривается как средство трудового воспитания дошкольников, возможен как первый, так и второй подход. Когда решается группа задач, связанная с обучением конкретным трудовым навыкам, можно опираться на первый подход. Когда решается вторая группа задач трудового воспитания, более адекватен второй подход.

Художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С помощью данной группы средств у детей формируются представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпаргалки по дошкольной педагогике №2
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *