Законы спроса и предложения и их взаимодействие. Рыночное равновесие

Спрос – это платежеспособная потребность покупателя в данном товаре при данной цене.

Закон спроса гласит: между уровнем цены (Р) на товар и величиной спроса на него (Qd) существует обратная зависимость.

Экономисты объясняют действие закона спроса тремя эффектами.

«Эффект роста выгоды». Снижение цены уменьшает расходы потребителя, но полезность не изменяется. Поэтому, сохраняя прежний объем расходов, покупатель получит больше полезности.

«Эффект дохода». Сниженная цена позволяет на прежнюю сумму дохода приобрести товар в большем количестве. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя.

«Эффект замещения». Подешевевший товар относительно удорожает другие. Поэтому, замещая другие товары подешевевшим, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода.

Закон не действует в следующих случаях:

при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;

если покупатели ожидают дальнейшего снижения цен;

для редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, дома), являющихся средством помещения денег;

при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары.

Кроме цен на спрос влияют факторы:

изменение доходов потребителя (I);

изменение вкусов и предпочтений (Z);

ценовые и дефицитные ожидания (W);

колебание расходов на рекламу;

изменение цен товаров-субститутов (Psub) и комплементарных товаров (Pcom);

изменение количества покупателей (N);

Предложение – это совокупность товаров, выносимых на рынок производителями.

Прямая связь между ценой (P) и количеством предлагаемого продукта (Qs) называется законом предложения.

Qs = f (Р).

Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него факторов. Важнейшим фактором является цена на единицу блага в данный момент времени. Изменение цены означает движение по кривой S.

Кроме того, на предложение влияют факторы:

цены факторов производства (Pr);

технология (K);

ценовые и дефицитные ожидания агентов экономики;

размер налогов и субсидий (T);

количество продавцов (N);

прочие факторы (B).

Рыночное равновесие

В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и предложения.

Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Действуют законы рыночного ценообразования:

цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению;

если под влиянием неценовых факторов происходит повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, и наоборот.

Рыночное равновесие существует там и тогда, где и когда уже исчерпаны возможности изменения рыночной цены или количества продаваемых товаров.

Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А. Смит назвал механизмом «невидимой руки»). Но рыночное ценообразование может быть нарушено либо деятельностью монополий, либо вмешательством государства.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпаргалки по экономике №2
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *