СТРУКТУРА ПЕДАГОГИКИ, ЕЕ ОТРАСЛИ

Педагогика – обширнейшая наука. Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив множество знаний, превратилась к настоящему времени в разветвленную систему научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой наук о воспитании.

1.Фундаментом системы наук о воспитании является общая педагогика, которая изучает закономерности воспитания человека. Разрабатывает основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях любого типа и вида.

2.История педагогики изучает развитие педагогических идей в единстве с педагогической практикой в различные исторические эпохи.

3.В системе наук о воспитании особое место занимают отрасли, относящиеся к возрастной педагогике. Они заняты изучением закономерностей воспитания и обучения детей в соответствии с особенностями возрастного развития на всех этапах детства от рождения до перехода к состоянию взрослости.

Дошкольная педагогика – наука о воспитании, обучении и образования детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу).

Педагогика школы – представляет собой одну из старейших отраслей педагогической науки, накопившая богатые научные данные о закономерностях воспитания и обучения школьников в различных учебных учреждениях (начальной и средней школе, лицее, гимназии).

Педагогика профессионально-технического образования изучает подготовку рабочих высокой квалификации.

Педагогика среднего специального образования находится в стадии становления. Она изучает содержание и формы образования и проблемы профессионального воспитания в средних специальных учебных заведениях.

Педагогика высшей школы изучает закономерности учебно-воспитательного процесса высшего учебного заведения.

4.Коррекционная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания, образования и коррекции детей и взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии:

-вопросами обучения и воспитания глухих и слабослышащих занимается сурдопедагогика;

-обучения и воспитания слепых – тифлопедагогика;

-с речевыми нарушениями – логопедия;

-обучения и воспитания умственно отсталых – олигофренопедагогика.

5.Частные методики – изучающие закономерности и специфику преподавания конкретных областей знаний (учебные предметы в школе).

6.Этнопедагогика – наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности нации.

7.Семейная педагогика – наука о воспитании в семье.

8.оциальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых. Многопрофильные образоваетльно-воспитательные учреждения (клубы, спортивные секции, студии музыкальности театрального искусства) являются средством повышения культуры общества, воспитания и развития личности, передачи профессиональных знаний, проявления творческих способностей людей.

9.Производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих, переориентации их на новые профессии.

10.Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики и перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

11.Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.

12.Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками. Возникает интегрированная медико-педагогическая наука. Когда ведется лечение и обучение в щадящем режиме

10.Проанализировать дидактические принципы, специфику их использования в дошкольном образовании.

Под принципами обучения (дидактическими принципами) подразумеваются объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, определении форм организации, методов и средств обучения.

Современные дидактические принципы опираются на познанные законы и закономерности обучения, развития познавательной деятельности.

Принцип воспитывающего обучения – в этом принципе проявляется одна из закономерностей процесса обучения, а именно: обучающая деятельность педагога преимущественно всегда носит воспитывающий характер.

Принцип развивающего обучения требует ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребенка. В основе принципа лежит закономерность, согласно которой обучение – движущая сила целостного развития личности ребенка, становление у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирования способностей, интересов, склонностей. По Л.С.Выготскому ребенок имеет ДВЕ зоны развития. Первая зона – зона актуального развития – уже достигнутый в данном возрасте уровень. Вокруг зоны актуального развития образуется широкий круг – зона ближайшего развития, завтрашний уровень развития ребенка. Зона ближайшего развития – определяющая в обучении и развитии: то, что ребенок в этой зоне сделает в сотрудничестве с педагогом, завтра сумеет сделать самостоятельно, следовательно, перейдет на уровень актуального развития.

Сущность принципа научности состоит в том, чтобы ребенок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность.

Начальные формы теоретического обучения требуют соблюдения следующих правил принципа научности:

-обеспечить ребенку неискаженное первоначальное восприятие предметов, явлений, вызвать к ним положительное отношение, заинтересовать;

-при повторном восприятии объекта помочь ребенку выявить существенные признаки, свойства, подвести к пониманию простейших связей, отношений; учить правильно называть познаваемые объекты, их части, качества, используя некоторые общеупотребительные научные термины;

-раскрывать перед детьми картину развития, изменения изучаемых объектов, обращая их внимание на наиболее важные стороны процесса развития, зависимость от внешних условий, места, времени.

Принцип наглядности – значение данного принципа убедительно подтверждено современными исследованиями: оказывается, что основная информация усваивается человеком через зрительное и слуховое восприятие. Принцип наглядности соответствует основным формам мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное) дошкольника.

Принцип систематичности и последовательности предполагает, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Это требует логического построения как содержания, так и процесса обучения.

Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

-переходить от изучения того, что близко к тому, что далеко;

-переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

В 70-е годы Л.В.Занков выдвинул и обосновал принцип обучения на высоком уровне трудности: обучение, оставаясь доступным, должно быть сопряжено с приложением серьезных усилий, что приводит к развитию личности.

Принцип осознания процесса обучения близок к принципу сознательности и активности в обучении.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпаргалки по госам по педагогике
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *