13.Дать характеристику сюжетно-ролевым играм детей дошкольного возраста

Сюжетно-ролевые игры — это игры, которые придумывают сами дети, в них они отражают свои знания об окружающем мире, воссоздают отношения между людьми. Сюжетно-ролевые игры изучали психологи Д. Эльконин, Л. Выготский, педагоги Е. Зворыгина, Д.Менджерицкая, А. Усова. В сюжетно-ролевой игре происходит умственное развитие детей, формируются нравственные качества личности (ответственность, доброта, честность). Сюжетно-ролевая игра влияет на физическое развитие детей, так как в ней совершенствуются различные движения.

В игре дети проявляют самостоятельность в выборе сюжета, места проведения игры. В игре ребенок показывает свое отношение к происходящим событиям.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующую структуру:

1. сюжет;

2. содержание;

3. роли.

Сюжет — это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми. Сюжет игры ребенок отображает при помощи игровых действий (крутит руль, готовит обед). Сюжеты бывают:

бытовые (семья, детский сад);

производственные (больница, ферма);

общественные (праздник города, игры в библиотеку, школу).

Сюжет игры зависит от экономических, культурных, географических особенностей. Так, в играх детей народов Севера отражается труд оленеводов, а детей Юга — труд кораблестроителей, мореплавателей.

Дети всегда отражают в играх значимые для своего народа события -Великая отечественна война, полет в космос.

Содержание игры — это те действия и отношения между людьми, которые воспроизводятся ребенком.

Содержание игр детей разного возраста отличаются друг от друга.

Содержание игр младших дошкольников отрывочно, нелогично. Дети часто повторяют одни и те же действия: покормил мишку — уложил спать, снова покормил — и снова уложил спать. Детей привлекают, как правило, сами действия, а не цель игры. Ребенок может посадить кукол обедать, а затем, увлекшись действиями с посудкой, забыть накормить кукол.

В среднем дошкольном возрасте содержание игр усложняется. Дети могут самостоятельно отражать в игре увиденное в жизни. Например, мальчик, папа у которого капитан речного судна, сам предложил детям покатать игрушки по реке. Получив согласие, он строит из стульев пароход. В играх детей пятого года жизни встречаются и символические действия: человек плавает по комнате, которая стала «как будто море».

Старшим дошкольникам доступно обсуждение и планирование содержания игры. Помимо символических действий, дети активно используют речевые комментарии («Все как будто поспали — и сразу пошли на праздник). Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий.

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста изменяется содержание игры в сторону усиления связности и логичности игры, а так же переход от развернутых действий к символическим.

Роль, которую берет на себя ребенок в игре отражается в действиях, речи, мимике, пантомимике. К роли дети относятся избирательно: они принимают на себя роли тех взрослых, которые вызывают у них наибольший интерес. Чаще всего это роль мамы, врача, учителя, шофера.

Младшие дошкольники сначала не осознают взятой на себя роли, а лишь выполняют соответствующие действия — варят, возят, лечат. Затем появляются и словесные обозначения роли: я — мама, я — шофер. Дети выбирают прежде всего те роли, у которых имеются привлекательные атрибуты.

В среднем дошкольном возрасте дети серьезно подходят к выбору роли, поэтому возможно возникновение ссор.

В старшем дошкольном возрасте возможно наблюдать ролевые диалоги, с помощью которых передаются взаимоотношения людей. Дети не желают брать роли, которые не соответствуют их полу.

Таким образом, сюжетно-ролевые игры детей имеют ряд особенностей и соответствующую структуру. Сюжет, содержание и роли изменяются с течением возраста детей.

РУКОВОДСТВО СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ.

Руководство сюжетно-ролевыми играми осуществляется в двух направлениях:

-формирование игры как деятельности;

-использование игры как средства воспитания ребенка, становления детского коллектива.

Приемы руководства игрой с целью формирования ее как деятельности условно можно разделить на традиционные и новые, исследованные в последние годы.

В традиционном руководстве сюжетно-ролевыми играми основное внимание педагога сосредоточенно на обогащении содержания игр. С этой целью он создает у детей интерес к новым сюжетам. Такой интерес не возникает на пустом месте, он «вызревает» в ходе всей воспитательно- образовательной работы, если дошкольники получают яркие представления об окружающей жизни, которые вплетаются в их прошлый опыт, будоражат воображение, вызывают эмоциональный отклик. Чем младше дети, тем важнее для них впечатления, полученные при непосредственном ознакомлении с тем или иным явлением. Естественно, что даже после очень ярких впечатлений, которые получили дети, не у всех возникает желание передать их в игре. В играх находят выражение интересы детей, а явления, с которыми их познакомили, могут не входить в сферу этих интересов. Но если кто-то развернет игру на новую тему или включит в знакомую игру новую сюжетную линию, педагог должен подержать инициативу детей, похвалить их.

Таким образом, в арсенале педагога много приемов, стимулирующих новую тематику игр, углубление их содержания. Следует учитывать правило: по мере роста активности и самостоятельности детей целесообразно использовать преимущественно косвенные приемы воздействия (напоминание о прошлых играх детей, о том, что они видели; наводящие вопросы, своевременное изменение игровой среды, организация изобразительной, трудовой, конструктивной деятельности, которая может подтолкнуть к игре).

С целью обучения малышей сговору на игру педагог выступает в роли главного действующего лица. Оставаясь на «руководящей роли», воспитатель ненавязчиво направляет на игру, одобряет положительное взаимодействие детей, успешное выполнение роли, предупреждает возникновение конфликтов. Очень важно не оставлять без внимания желание детей организовать игру по собственной инициативе. С целью закрепления у малышей радостных, приятных впечатлений о совместной игры педагог привлекает к ней внимание других воспитанников группы.

Детей ср.д/в при сговоре на игру затрудняют главным образом распределение ролей и развитие новых сюжетных линий в знакомых играх. Задача педагога – учить детей при сговоре на игру вспомнить что-то интересное из своей жизни, рассказывать товарищам, а затем – вносить игру.

В ст.д/в сговор на игру не вызывает особых трудностей, потому что дети объединяются в ней на основе общности интересов, личных симпатий, следовательно, лучше понимают друг друга, более уступчивы по отношению к партнерам.

Способы построения игры:

-последовательность предметно-игровых действий, с помощью которых дети имитируют реальное предметное действие, используя соответствующие предметы, игрушки;

-ролевое поведение, с помощью которого ребенок имитирует характерные для персонажа действий, используя речь, предметы;

-сюжет сложение, посредством которого ребенок выстраивает отдельные элементы сюжета в целостное событие.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпаргалки по госам по педагогике
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *