17.Раскрыть сущность проблемы цели воспитания

Идеальная цель воспитания.

Цель воспитания является основополагающей категорией педагогики.

Цель воспитания — это ожидаемый результат деятельности, направленной на формирование личности.

С давних пор человек, становясь человеком, испытывал потребность в достижении наивысших результатов. Только одному удается одно, а другому — другое.

В народных пословицах, поговорках, сказках определены цели воспитания — человек должен быть умелым, трудолюбивым, добрым, красивым, сильным.

Философы древности представляли себе человека как сочетание внешних и внутренних достоинств, т. е. человек должен быть всесторонне развитым.

Таким образом, всесторонне развитая гармоничная личность — вот та цель, к которому стремилось человечество.

Но история развития человеческого общества показала, что в одном человеке не могут быть одинаково хорошо развиты все стороны личности.

История знает личности, феноменально развитые в какой-то одной области: П. Чайковский — в музыке, Репин — в живописи. Можно привести примеры, когда в одной личности сочетались почти равные достижения в нескольких направлениях — Леонардо да Винчи — художник, математик, механик, М. Ломоносов — физик, литератор, химик.

Значит, цель — воспитание всесторонне развитой личности — является по сути идеальной, нереальной целью воспитания. Так нужна ли такая цель?

Нужна, так как в ней заложено сильное гуманное начало — вера в возможности человека. Эта вера особенно важна по отношению к ребенку. Поэтому необходимо создавать условия, в которых ребенок смог бы проявить себя с разных сторон.

Реальная цель воспитания.

Если существует идеальная цель воспитания, то, вероятно, существует и реальная цель, которая может быть осуществлена в реальном обществе и по отношению к конкретному человеку.

Реальные цели воспитания в отличие от идеальных не являются раз и навсегда заданными. Они изменяются от целого ряда условий.

Реальные цели воспитания имеют исторический характер. Это значит, что в разные исторические периоды ставились разные цели в зависимости от политики государства, от господствующей идеологии. Так цели воспитания в Афинах отличались от целей воспитания в Спарте и т.д.

Реальные цели воспитания направлены на удовлетворение потребностей общества.

Объективный и субъективный характер цели воспитания.

Сформулированная обществом реальная цель носит объективный характер. Это означает, что она отражает принятые обществом ценности и направлена на воспитания необходимых обществу людей. Кроме того, при разработке реальной цели воспитания учитываются объективные закономерности развития человека, географическое расположение, культура, традиции страны.

Цели воспитания могут носить и субъективный характер. Как правило, это происходит в том случае, когда конкретная семья формулирует для себя, каким она хочет вырастить своего ребенка. Родители видят в ребенке определенные способности и стремятся их развивать. Однако бывает, что родители руководствуются только своими желаниями (ребенок не проявляет особой склонности к музыке, а родители решили сделать из него музыканта).

Государственные образовательные учреждения не обладают формулировать такую цель воспитания детей, которая бы не совпадала с реальной объективной целью, заданной государством, даже если они с ней не согласны. Частные же образовательные учреждения могут принимать субъективные цели, но и они не должны вступать в противоречие с государственными целями, иначе дети, воспитывающиеся в таких учреждениях, в «тупиковую» ситуацию.

На формулировку цели воспитания влияет и сама личность, а так же общечеловеческие ценности. Личность сама корректирует собственную цель воспитания. Во все века ценились такие качества, как доброта, милосердие, бескорыстие.

Реальной целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка.

Задачи воспитания.

На современном этапе, исходя из цели воспитания, формулируют задачи воспитания.

Цель и задачи воспитания реализуются в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения.

Задачи физического воспитания: (физическое в. занимает ведущее место в дошкольном образовании)

> укрепление здоровья;

> формирование культурно-гигиенических навыков;

> воспитание потребности и навыков здорового образа жизни;

> формирование двигательных навыков, умений, физических качеств.

Задачи нравственного воспитания:

> формирование основ гуманистического мировоззрения;

> развитие нравственной мотивационной потребности;

> формирование основ национального самосознания;

> воспитание эстетического отношения к жизни.

Задачи умственного воспитания:

> раннее развитие задатков, дарований ребенка;

> расширение кругозора детей;

> развитие познавательных интересов и потребностей;

> развитие речи, памяти, мышления.

Задачи эстетического воспитания:

> формирование чувства прекрасного, эстетического отношения к

миру;

> развитие художественно-творческих способностей.

> изучение и развитие интересов и склонностей детей к различным

видам изобразительной деятельности.

Задачи трудового воспитания:

> воспитание положительного отношения к труду;

> развитие трудовых умений и навыков;

> воспитание культуры труда.

Таким образом, цель воспитания является основополагающей категорией педагогики. От нее зависят задачи, содержание, методы воспитания.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпаргалки по госам по педагогике
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *