18.Дать характеристику принципам построения, структуре базисной программы дошкольного образования «Пралеска»

Программа дошкольного образования «Пралеска» разработана творческим коллективом под руководством профессора Е.А. Панько. В авторский коллектив вошли преподаватели БГПУ: Житко, Старжинская, Литвина, Коломинский.

В 2007 году вышел новый вариант программы (1995г., 2000г.), который создан с учетом анализа работы ДУ, предложений практиков.

В Программе указана цель образования — воспитание эмоционально-благополучного, разносторонне развитого, счастливого ребенка.

Основными задачами воспитания и обучения являются:

• охрана и укрепление здоровья детей;

• формирование гуманных взаимоотношений с близкими, обеспечение

эмоционального благополучия каждого воспитанника;

• обеспечение полноценного своевременного разностороннего психического

развития ребенка;

• воспитание личности ребенка, развитие ее творческого потенциала,

способностей;

• широкое приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям.

Основные принципы воспитательно-образовательной работы:

принцип гуманизации. Он проявится в: а) ориентации педагога на личность ребенка;

б)особом внимании к диагностическому и коррекционному аспекту педагогической деятельности;

в) обеспечении условий для творчества детей, проявления уникальности каждогоребенка;

г) формах и методах реализации программы, в замене авторитарно-

дисциплинарного поведения педагога гармонично-положительным, для которого

характерны внимание и доверие к детям, вера вих возможности, преобладание мягких

воздействий организационно-воспитательного типа;

д)обеспечении тесной взаимосвязи воспитательного процесса в детском саду с гуманистическими традициями народной педагогики, фольклором, национальным искусством;

принцип гармонии трех начал проявляется в гармоничном соединении стержневых направлений в развитии ребенка: физического, духовного, интеллектуального;

принцип природосообразности и индивидуализации предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детейти; дифференцированный подход во взаимоотношении с мальчиками и девочками; учет развития способностей, интересов;

принцип оздоровительной направленности воспитания;

принцип тесной взаимосвязи национального и общечеловеческого в воспитании заключается в широком обращении к народной педагогике, национальным традициям, фольклору, в приобщении к национальной и общечеловеческой культуре;

принцип развития психики в деятельности и общении предусматривает грамотное руководство деятельностью ребенка, создание

благоприятных условий прежде всего для специфически «детских видов деятельности»;

принцип тесного взаимодействия воспитания в семье и в дошкольном учреждении предусматривает повышение статуса семейного воспитания, установление партнерских отношений, сотрудничества, сотворчества с семьей.

Программа включает в себя два базисных блока.

Первый базисный блок — общий, посвящен ключевым ориентирам в работе. В него входят разделы:

1. «Расти здоровым, малыш» обеспечение безопасности детей; укрепление психофизического здоровья; формирование навыков здорового образа жизни; разностороннее развитие детей средствами физической культуры.

2.»Познать, чтобы воспитывать»

К. Д. Ушинский отмечал, что если< педагогика хочет воспитать человека во

всех отношениях, она должна прежде всего познать его во всех отношениях.

Изучение здоровья детей;

Познание психики воспитанников;

Изучение межличностных взаимоотношений в детском коллективе.

3.»Сотрудничаем с семьей»

Сотрудничество с семьями воспитанников — необходимое условие воспитания счастливых и здоровых детей. Значимая роль в развитии ребенка принадлежит семье. Именно в семье ребенок усваивает нормы поведения, ценности, культурные традиции своего народа. Семья может обеспечить эмоциональную^ защищенность, окружить любовью.

Второй базисный блок — «Вариант реализации программы»

Данный блок представлен четырьмя возрастными группами: «Малютки» — первый год жизни; «Малыши» — второй-третий годы жизни; «Почемучки» — четвертый-пятый годы жизни; «Фантазеры» — шестой-седьмой годы жизни.

В каждой возрастной группе имеются разделы: /. Характеристика физического и психического развития;

2. Раздел «Я и мир вокруг меня»

— Человек и природа.

— Человек и общество.

— Человек и культура.

— Человек и рукотворный мир.

— Культура.

3. Подраздел «Развиваемся в деятельности»

— Игровая деятельность.

— Трудовая деятельность.

— Учебная деятельность.

— Художественно-речевая деятельность.

— Познавательно-практическая деятельность.

— Общение.

4. Основные показатели развития детей.

В 2007 году вышло новое пособие «Работаем по программе «Пралеска», которое создано для оказания помощи дошкольному учреждению в работе по программе. В нем впервые представлен целостный подход к реализации Программы. В пособии описаны традиционные и инновационные воспитательно-образовательные технологии. Даны рекомендации по сохранению и укреплению здоровья детей, советы по организации всем видам детской деятельности.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпаргалки по госам по педагогике
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *