43.Дать характеристику возрастной периодизации. Показать роль личности взрослого в воспитании и развитии ребенка

Развитие человека проходит ряд последовательно сменяющие друг друга возрастных периодов, каждый из которых характеризуется своими психологическими особенностями и определенной продолжительностью. Календарный возраст по мнению многих психологов не является основным показателем нахождения человека на той или иной возрастной ступени, т.е. он не совпадает с психологическим возрастом, который может как опережать, так и отставать от паспортного. Возрастная психологическая периодизация ребенка определяется не отдельными присущими ему особенностями, а различном на каждом возрастном этапе строением личности. При этом переход от одной ступени к другой совершается через кризисные периоды. Каждый переходный период – это результат перестройки социальной ситуацией развития. Все переходные периоды имеют сходную симптоматику и содержание, и протекают по общим закономерностям. Развитие ребенка в этот период идет скачкообразно. В переходные периоды на стыке двух возрастов возникают кризисы знаменующие завершение предыдущего этапа развития и начало последующего(кризис – 1 года, 3х лет, 7ми лет). Л.И. Божович отмечала: что в психическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на разных этапах его развития. В результате активного включения в ведущую деятельность и общение у ребенка развиваются более высокие возможности в установлении взаимоотношений с окружающим миром возникают новые потребности, которые ведут к формированию новообразований.

Возрастная периодизация психического развития Д.Б.Эльконина

Возрастной период 0- 1 год младенческий 1- 3 года

Раннее детство 3- 7 лет

Дошкольный возраст 7-11 лет

Младший школьный возраст 11-15 лет

подростковый 15-17 лет

Старший школьный возраст

Ведущая деятельность Непосредственно эмоциональное общение Предметно — манипулятивная деятельность Ролевая игра Учение Деятельность общения (интимно-личностное) Учебно-профессиональная

На что направлена познавательная деятельность На познание отношений На познание предмета На познание отношений На познание начал наук На познание системы отношений в разных ситуациях На познание профессий

Какая сфера психики преимущественно развивается Личностная (потребностно-мотивационная) Познавательные процессы Личностная (потребностно- мотивационная) Интеллектуально-познавательная Личностная (потребностно-мотивационная) Познавательная

Новообразования возраста Потребность в общении, эмоциональные отношения Речь и наглядно-действенное мышление Потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности Произвольность, внутренний план действий, самоконтроль, рефлексия Стремлений к «взрослости», самооценка, подчинение нормам коллективной жизни. Мировоззрение, профессиональные интересы

Роль личности взрослого в воспитании и развитии ребенка.

Без взрослого человека (близкого далекого) ребенок не может выжить как живой организм и не может развиваться в социальную личность. Как известно, взрослый выполняет в становлении личности ребенка две основные ф-ции: он сам служит носителем ценностей и человеческого опыта и может быть «использован» как образец для подражания; является организатором процесса воспитания и обучения. От того, какой взрослый находится рядом с ребенком, «кто вводит его в жизнь», многое зависит. Если с малых лет ребенка окружают добрые, ласковые, сдержанные люди, если они умеют уважительно общаться друг с другом, если они трудолюбивы и веселы, -его социальный опыт наполняется именно такими образцами человеческого взаимодействия. И в силу того, что это первые впечатления от мира людей, они и являются самыми прочными. Если ребенок живет в обстановке нервозности, недоброжелательности, грубости, то соответствующий социальный опыт он и приобретает. Конечно, отсюда не следует, что только с этим опытом ребенок проживет жизнь. В семье бандита совсем не обязательно вы растает бандит, но вероятность стать асоциальным в таких условиях выше, чем в семье с другим эмоциональным климатом. Так же, к сожалению, нельзя гарантировать полностью благополучный результат воспитания в благополучной семье. Процесс становления личности очень сложен и подвержен множеству порой невидимых или нео-сознаваемых воздействий.

Первая функция — взрослый — носитель ценностей — может реализоваться и целенаправленно. Это происходит в тех случаях, когда родители, воспитатели преднамеренно демонстрируют ребенку свои оценки, отношение, поступки, делая себя образцом для подражания, своеобразным «наглядным пособием». Такая демонстрация требует большого такта, чувства меры, особенно когда дело касается моральных явлений.

С точки зрения педагогики и психологии эта первая функция чрезвычайно значима для развивающейся личности. В основе механизма воздействия на ребенка лежит такая особенность детства, как подражание и потребность приобщиться к миру взрослых людей. Ведущий метод, способствующий реализации данной функции в целенаправленной форме, для ребенка — наблюдение, а для взрослого -организация совместной деятельности, педагогические ситуации, показ.

При стихийной форме передачи социального опыта в первой функции для ребенка остается значимым наблюдение, а для взрослого — иллюстрация своего внутреннего социально-нравственного мира. Воспитатель обязан помнить, что он постоянно наблюдаем ребенком, что ребенок всегда готов к подражанию и поэтому так велика ответственность взрослого перед ребенком за то, что он может наблюдать и перенимать.

Вторая функция взрослого в формировании личности ребенка — взрослый является организатором процесса передачи социального опыта. И эта функция реализуется как целе-направленно, так и стихийно.

Целенаправленно реализует эту функцию педагог, осуществляя свою профессиональную деятельность. Чем выше квалификация педагога, чем глубже он овладел своей профессией, тем большую помощь он окажет ребенку в его развитии. Родители тоже могут целенаправленно организовывать процесс воспитания и обучения своих детей, тем самым обогащая и совершенствуя социальный опыт ребенка. Это возможно в том случае, когда родители задумываются над тем, что и как они хотят воспитать в своем ребенке, осознанно изучают психолого-педагогическую литературу, консультируются со специалистами. Правда, к сожалению, чаще всего родители предпринимают такие шаги при обнаружении каких-либо отклонений в развитии ребенка, а при ровном, спокойном протекании процесса развития ребенка, они считают этот процесс само собой разумеющимся делом и более склонны к стихийной форме организации помощи детям в их социализации.

Однако стихийная форма организации процесса передачи социального опыта лишь тогда успешна, когда воспитатель прибегает к ней в случае потребности в педагогичес

кой импровизации, быстром решении непредвиденной ситуации и д-р. Стихийной эту форму можно назвать лишь условно, так как любая педагогическая импровизация возможна лишь тогда, когда педагог владеет профессиональным мастерством — именно оно «подсказывает» правильный выход из нестандартной ситуации.

В роли организатора процесса воспитания и обучения ребенка взрослый тоже может выступать по-разному. Все зависит от его компетентности и личностных качеств. Но без обучения взрослым ребенок не может овладеть способами жизнедеятельности. Взрослый делает для ребенка процесс освоения мира более экономным, освобождая ему время для собственного творчества и в конечном итоге для прогресса человечества.

Что было бы, если бы каждому поколению приходилось все создавать заново, снова открывать законы природы, если бы люди были лишены величайшей способности передавать от поколения к поколению накопленный опыт?

Итак, взрослый человек является проводником, посредником между ребенком и окружающим его социальным! миром.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпаргалки по госам по педагогике
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *