52.Дать характеристику преемственности в работе дошкольного учреждения и школы. Пояснить задачи преемственности. Проанализировать формы связи дошкольного учреждения и школы

Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот, — учет учителем достигнутого общего уровня развития дошкольника, сформированности нравственного поведения, волевой, личностной сферы ребенка.

Преемственность может рассматриваться как внутренняя связь, которая выражается в учебной» деятельности обучаемых (дошкольников и школьников), и внешняя, связанная с деятельностью обучающих (воспитателей и учителей). В первую связь входит структура учебно-воспитательной деятельности, в которую входят следующие компоненты: I) мотивационно-целевой, который обуславливает взаимосвязь мотивации и целеполагания учения; 2) содержательно-информационный, который свидетельствует о наличии знаний, об умении связывать старую и новую информации; 3) учебно-операциональный, обеспечивающий развитие общеучебных и специальных умений и навыков, наличие мыслительных операций; 4) организационно-рефлексивный, — включающий навыки планирования, прогно-зирования деятельности, самовзаимооценки результатов собственной деятельности и товарищей.

Во внешнюю связь входит преемственность в деятельности воспитателей и учителей, которая проявляется в определенном типе отношения педагогов к детям, в отношении к педагогической деятельности, к родителям воспитанников и т.д.

В осуществлении преемственности важно обратить внимание на выполнение педагогом возложенных на него функций (оздоровительных, организаторских, воспитательных и т.д.), на знание педагогики, психологии, методик воспитания, его эрудированность. Реализация преемственности способствует существующая система образования, единые принципы образования: гуманизация, демократизация, дифференциация обучения и воспитания на основе учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей каждого ребенка; разработки и внедрения в практику инновационных преемственных по своей сути программ, перестройки системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с ориентацией на различные профили к услуги образовательных учреждений.

Главная цель интеграции деятельности детского сада и школы — развить в ребенке добрые чувства, глубокий ум и здоровое тело. Но специфическое приоритетное направление для начальной школы — формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становится для ребенка благом, основной формой его самовыражения; для дошкольного — раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих легкий, естественный переход ребенка в школу.

«Промежуточное» положение шестилеток между дошкольниками и школьниками особенно явно проявляется в настоящее время, когда одни из них уже обучаются в школе, а другие продолжают посещать детский сад. В связи с этим актуализируются поиски новых подходов к проблеме преемственности между школьным и дошкольным образованием.

В РБ разработано и утверждено примерное положение об учебно-воспитательном учреждении «школа-детский сад», создаются «центры развития ребенка» — эти новые интегративные типы учебно-воспитательных учреждений организуются с целью создания оптимальных условий для обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста и обеспечения преемственности в организации и содержании учебно-воспитательного процесса. Творческими коллективами, утвержденными Министерством образования РБ, разрабатываются программы обучения и воспитания детей й подготовительной группе, программы специальной подготовки детей 5 лет к школе; стандарты дошкольного образования. В справке Управления дошкольного воспитания Министерства образования РБ «Состояние и перспективы воспитания и обучения детей 5- лет в условиях дошкольного учреждения и школы в связи с реформированием системы образования» отмечается, что «преемственность необходимо понимать с одной стороны, как установление диалектической взаимосвязи между этапами развития личности при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, с другой стороны — создание медико-биологических и психолого-педагогических условий в работе детских садов и школ для обеспечения этого развития». Основными задачи преемственности являются: I. Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы. 2.Установление связи в физическом, умственной, нравственном,

трудовом и эстетическом развитии. 3.Установление связи в развитии личности ребенка в целом. 4.Сформированное активно-положительного отношения к детям со стороны педагогов и родителей. 5.Осуществление преемственности детского сада и школы в формировании общеучебных умений и навыков. 6.Преемственность содержания образования и воспитания в детском саду и первом классе школы.

Наиболее действенными формами работы школы и детского сада являются:

I. посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций;

2. совместные тематические совещания учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений с участием руководителей учреждений; 3. проведение родительских собраний в старших группах с участием учителей и воспитателей;

4. изучение воспитателем и учителем программ детского сада и I класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и навыками овладели дети в дошкольном учреждении. Изучая программу I класса, воспитатели дошкольных учреждений узнают требования школы к первоклассникам, учитывают их в воспитании ИУобучении дошкольников; 5.организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;6..беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сентября в школу, устная характеристика о слабых и сильных детях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллективных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных интересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т.д.; 7.совместная подготовка к конференциям, организация выставок; 8.взаимопосещения утренников и концертов. С целью более тесной и систематической работы школы и детского сада учителями совместно с воспитателями разрабатываются планы преемственности, к выполнению которых

привлека ются не только педагоги, но и родители. План преемственности включает следующие разделы: I. методическая и организационно-воспитательная работа: 2. воспитание у детей интереса к школе; 3. воспитание у школьников заботливости и внимательности к детям дошкольного возраста; 4. работа с родителями.

Неотъемлемой частью работы по преемственности школ и дошкольных учреждений является сотрудничество с семьей, что позволит добиться высокого уровня общего развития ребенка. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников дошкольных учреждений и семьи: все лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение), детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием, и, наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском соду и школе (самостоятельность, организованность, интерес к знаниям и др.), должно находить продолжение к опору в семье. Только тогда улучаться качество воспитания и обучения детей в школе и подготовка к школе в дошкольном учреждении, будет преодолен разрыв между семьей, детским садом и школой, являющийся серьезной преградой для правильного развития ребенка. Сотрудничество детского сада семьи и школы может решаться через следующие виды работ: общие родительские собрания, которые ставят своей целью познакомить родителей с основными требованиями школы, детского сада к содержанию проводимой работы дома, сообщение основных положений концепции развития личности, информация об основных педагогических, психологи-ческих, медицинских аспектах подготовки ребенка к школе; групповые родительские собрания, которые позволяют конкретизировать общие проблемы, уделить внимание диагностическим методикам определения готовности ребенка к школе. Воспитатели рассказывают о результатах проводимой работы с детьми, демонстрируют достижения детей, организуя выставки детских работ, концерт художественной самодеятельности и т.д.; лектории для родителей, педагогические консультации; семинары; открытые занятия и беседы с родителями о результатах, которые дети достигли, выставки детских работ, информация о специальной литературе; совместные праздники; встречи учителей с родителями будущих первоклассников.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпаргалки по госам по педагогике
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *