2.Дать характеристику видам музыкальной деятельности и проанализировать их роль в музыкальном развитии детей

Дошкольное детство — это уникальный период развития личности ребенка. Происходит его интенсивное физическое развитие и развитие психических процессов. Музыка и различные виды музыкальной деятельности воздействуют на эмоции ребенка и играют важную роль в развитии чувства ребенка.

Одна из главных задач музыкального воспитания — развитие музыкальных способностей. Способности ребенка к музыкальной деятельности зависят от врожденных задатков, но развиваются способности в результате систематического обучения. Для интенсивного музыкального развития детей необходимо применять разнообразные виды музыкальной деятельности, использовать эффективные методы и формы работы.

Что же такое музыкальная деятельность?

Мы знаем, что деятельность — это процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры.

Музыкальная деятельность — это различные способы и средства познания детьми музыкального искусства, а через него и окружающей жизни.

Творческая деятельность — это способ и потребность самовыражения. Творчество предполагает наличие музыкальных способностей, знаний, умений, а также воображения, образного мышления.

В музыкальном воспитании выделяют следующие виды музыкальной деятельности: слушание музыки; детское исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах); творческая деятельность (песенное творчество, танцевальное и игровое творчество, импровизация на детских музыкальных инструментах); музыкально-образовательная деятельность.

Каждый вид музыкальной деятельности имеет свои особенности и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольника. Поэтому так важно использовать в работе с детьми все виды музыкальной деятельности.

Слушание музыки — это активный внутренний процесс, наполняемый внутренними переживаниями. Любовь и потребность к музыке формируется прежде всего в процессе ее слушания. Этот вид деятельности доступен ребенку с рождения. Физиолог Бехтерев В.М. доказал, что задолго до развития речи ребенок реагирует на звуки музыки. Важно развивать восприятие музыки детьми как деятельность активную т.е. уметь слушать, слышать, сопереживать. Д.Кабалевский — педагог и музыкант обращал внимание педагогов на *го, что музыка только тогда будет выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети по-настоящему научаться вслушиваться в нее и размышлять о ней. Слушание музыки способствует развитию музыкальных способностей, методического, гармонического, тембрового слуха, музыкальной памяти, эмоциональной отзывчивости. Расширяется кругозор детей т.к. знакомятся с творчеством композиторов, жанрами музыки, инструментами.

Самым доступным и массовым видом исполнительства является пение. В процессе пения успешно формируются музыкальные способности — эмоциональная отзывчивость, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Пение оказывает влияние и на общее развитие — физическое, умственное, нравственное, формирует эстетические чувства и музыкальный вкус. Программа «Пралеска» ориентирует педагогов на то, чтобы к концу требования в детском саду ребенок научился максимально чистому, правильному и выразительному пению.

Важным средством развития музыкальных способностей является музыкально-ритмические движения. Это активный, творческий вид исполнительства, где характер и содержание музыки передается в движениях. Благодаря занятиям ритмикой ребенок учится правильно и красиво двигаться, развиваются его музыкальные способности -эмоциональная отзывчивость на музыку и чувство ритма. Кроме того совершенствуются физические качества, развиваются познавательную способность, обогащаются эмоциональная и нравственная сферы.

Игра на детских музыкальных инструментах также оказывает влияние на всестороннее развитие ребенка, имеет большое воспитательное и образовательное значение. Планомерные занятия по обучению игре на инструментах способствуют интенсивному развитию музыкальных и творческих способностей. Развиваются музыкально-сенсорные способности, тембровый, звуковысотный, гармонический слух, чувств ритма.

Важным показателем музыкального развития детей является творческая деятельность. Тесная взаимосвязь обучения и творчества — одно из условий педагогической работы по музыкальному воспитанию. В программе «Пралеска» во всех возрастных группах предусматриваются задания по развитию песенного, инструментального, танцевально-игрового творчества. Творческие задания должны быть посильны, учитывать уровень развития основных музыкальных способностей. Творчество в пении — это простейшие звукоподражания — в младшем возрасте и сочинение мелодии в определенном жанре — в старшем. В ритмике — это также поэтапное формирование умения передавать игровой образ однотипными движениями в младшей группе, а затем самостоятельное придумывание композиции танца или игры. В игре на инструментах дети младшего возраста импровизируют на инструментах различные звукоподражания (капли дождя, стук колес поезда, цокот копыт) и сочинение музыкальных картинок на стихи или рассказы.

В старшем возрасте побуждаем детей к созданию инструментальных импровизаций в разных жанрах, сочинять мелодии по картинкам, стихам.

Детское творчество предполагает наличие у ребенка музыкальных способностей, знаний, навыков, а также воображение, фантазии, мышления. Обучение, включающие проблемные, поисковые творческие задания раскрепощает творческие силы детей, развивает воображение, эмоции, образное мышление.

Важно все творческие задания проводить в игровой, занимательной форме.

Музыкально-образовательная деятельность предполагает усвоение детьми элементарных сведений о музыке, о ее жанровых особенностях (песня, танец, марш, балет, опера), о средствах музыкальной выразительности (темп, лад, ритм, динамика, мелодия), о творчестве и жизни разных композиторов, о разнообразии музыкальных инструментов. Дети овладевают приемами исполнительства — приобретают вокальные навыки, двигательные, навыки игры на инструментах.

Таким образом, в развитии музыкальных и общих способностей все виды деятельности дополняют и взаимообогащают друг друга.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпаргалки по госам по педагогике
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *