23.Показать методику обучения детей д/в лепке

Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Лепка – самое динамичное, жизнерадостное детское творчество.

Основным изобразительным средством лепки является пластичность, передача формы и движения. Обучение лепке проходят два этапа:

-доизобразительный (манипулятивные действия с материалом);

— изобразительнй (начинается у большинства детей с трех лет, когда появляется образное мышление); дети осваивают основные приемы лепки и у них начинают формироваться навыки работы с пластическим материалом и изобразительные замыслы.

Материалы и оборудование для занятия лепкой: пластилин, глина, соленое тесто, песок, бумажная масса; дощечки, настольные станки, стеки разного размера, штампы, банки с водой, тряпочки.

Занятия лепкой с младшими дошкольниками длятся 15-20 минут, в среднем – 20-25минут, в старшем до 30-35 минут. Занятие лепкой проводится 1 раз в неделю.

Структура занятия:

1 часть – знакомство с предметом лепки, используя игровую форму проведения; обследование предмета, рассматривание образца, осуществление показа и объяснение приемов лепки, закрепление приемов, использование формообразующих действий;

2 часть – выполнение замысла. Воспитатель осуществляет приемы прямого и косвенного руководства, это зависит от индивидуальных особенностей детей, возрастной группы, типа, темы и программного содержания занятия;

3 часть – анализ детских работ. В младшем дошкольном возрасте — общая положительная оценка, в среднем – дифференцированная, в старшем – воспитатель анализирует работы детей, дает образец анализа и учит детей анализировать свою работу и работу своих товарищей. В этой части занятия очень важно правильно отнестись к творческому замыслу ребенка, поддерживать интерес детей к процессу лепки.

Младший дошкольный возраст.

Основное место отводится информационно-рецептивному и репродуктивному способам лепки. Дети должны освоить основные приемы лепки предметов цилиндрической и округлой формы, предметов, состоящих из нескольких частей (столбик, шарик, диск, например, дорожка, забор, неваляшка, яблоко, самолет, лодочка, тарелочка, птичка и т.д.).

Способ лепки – конструктивный. Приемы лепки – раскатывание, скатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, плотное соединение деталей. Лепка носит предметный характер.

Средний дошкольный возраст.

Воспитатель должен научить детей вычленять форму предмета с помощью обследующего жеста, формировать способы обследования, умение сравнивать предметы между собой, определяя сходство и отличия. Дети лепят предметы цилиндрической, шарообразной, овоидной и дискообразной формы, вводится новый способ лепки посуды – вдавливание пальцами цилиндрической или округлой формы для получения полой формы (чашка, стакан), отгибание краев у расплющенной формы (тарелка, блюдо, поднос). Ручку чашки дети лепят, используя умение защипывать и оттягивать пластилин от общей формы, а также новым способом – примазыванием к вылепленному сосуду пластилинового валика.

Способ лепки – конструктивный. Приемы лепки – раскатывание, скатывание, сплющивание, вдавливание, сглаживание, загибание, вытягивание, оттягивание пластилина от общей массы, украшение рельефом.

Ведущими методами обучения являются информационно-рецептивный и репродуктивный методы обучения.

Лепка: предметная, сюжетная, декоративная, по замыслу.

Старший дошкольный возраст.

В этом возрасте вводится пластический способ лепки (скульптурный) – вытягивание детали из целого куска (фигурки животного, человека на ногах), ленточный и способ кругового (валиковый) налепа, выбирание пластилина из исходной формы – лепка посуды; декоративная лепка рельефа.

Приемы – умение загладить поверхность изделия, прочно скрепить детали, сделать налепки, углубления, рельефы, уметь использовать каркасы, пользоваться стеками, работать с разнообразными пластичными материалами, уметь передавать движение. Одновременно детей учат обрабатывать поверхность изделия, заглаживая ее мокрой тряпочкой для последующего украшения рельефом или росписью. В этом возрасте дети овладевают лепкой предметов с натуры и по представлению.

Воспитатель использует частичный показ приемов (полный показ не используется, так как дети знакомы с изображением исходных форм) лепки или привлекает к показу детей, когда форма детям знакома. При показе нового способа лепки, технического приема воспитатель дает им образец или сам демонстрирует новый прием. Это развивает творческие способности дошкольников.

Во время лепки с натуры и по представлению развивается самостоятельность детей, творческая активность в способах лепки. Ведущими методами будут эвристический и исследовательские методы обучения, направленные на развитие творчества. Лепка: предметная, сюжетная, декоративна, по замыслу, по представлению, с натуры.

Таким образом, развитие творческой активности и самостоятельности на занятиях лепкой зависят от использования разнообразных методов и приемов обучения, от разнообразия используемого материала, технических приемов и способов лепки.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпаргалки по госам по педагогике
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *