27.МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СРАВНЕНИЮ ПРЕДМЕТОВ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПАРАМЕТРАМ ВЕЛИЧИНЫ

Программой «Пралеска» в группе «Почемучки» предусмотрено решение следующих задач: (задачи знать, но на экзамене не перечислять). РАЗДЕЛ «В ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ». 1.учить выделять отдельно параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Сравнивать два предмета по этим параметрам наложением, приложением и на глаз. 2.Формировать умение сравнивать два предмета по двум параметрам одновременно (на пятом году жизни): длине и ширине; ширине и высоте и т.д. 3.Учить строить сериационные ряды по образцу и по правилу по одному или по двум признакам одновременно (цвету и величине) из 3-5 предметов. 4.Формировать умение сравнивать два предмета при помощи третьего, выступающего в роли условной мерки (на пятом году жизни). В Группе «Малыши» (второй и третий годы жизни) дети уже познакомились с такими величинными параметрами как большой, маленький, высокий, низкий, и научились сравнивать предметы по этим параметрам. На четвертом году жизни наступило время научить их определять и обозначать словами такие параметры, как длина, ширина, высота, толщина, правильно их показывать. Длина показывается рукой слева направо по горизонтали, ширина – сверху вниз или снизу вверх (по вертикали поперек предмета), высота – только снизу вверх, толщина – сведением и разведением пальцев или рук. В предметах, в которых высота относительно длины и ширины очень маленькая, ее называют толщиной. Так мы говорим о толщине книги, тетради, крышки стола. Нельзя взрослым называть длинный предмет большим, а короткий – маленьким. Всегда следует помнить о точности речи. Обучать сравнивать предметы по величине начинают с параметра длины, как наиболее простого. На первом занятии воспитатель учит находить соотношение по длине между тремя предметами. Для этого он размещает на фланелеграфе две полоски контрастного размера (с разницей в длине 10см). спрашивает у детей: «Сколько полосок? Какого они цвета?» Далее воспитатель помещает между двумя полосками третью «Сколько теперь полосок?» «Посмотрите, в каком порядке расположены полоски. Какая по цвету полоска самая длинная? Самая короткая?». Воспитатель учит детей правильно показывать (слева направо вдоль предмета) и называть длину полосок: самая длинная, короче и самая короткая. Воспитатель обращает внимание детей на то, что полоски размещены по порядку – от самой длинной к самой короткой. Слева концы полосочек лежат на одной линии (приставляет линейку или указку), а справа получились будто ступеньки. Хорошо видно, какая полоса длиннее, а какая короче. Размер полосок сравнивается попарно: «Что можно сказать о длине красной и желтой полоски? Какая длиннее? Какая короче?» в конце детей подводят к выводу, что желтая полоска короче красной, но длиннее зеленой». Такие упражнения дают возможность по длине и ширине лучше всего на плоскостных предметах (полоски, листы бумаги, ленточки). Чтобы детям было легче рассказывать о результатах сравнения, предметы подбираются контрастных цветов. Разница в размере должна составлять 1/5 от большего предмета. Необходимо помнить, что все параметры, кроме одного, должны быть одинаковыми. (если сравниваем полоски бумаги разной длины, то ширина у них равная). Для сравнения по высоте и толщине берутся объемные предметы. Детей группы «Почемучки» продолжают учить сериационные ряды по образцу, по правилу по одному или по двум признакам одновременно из 3-5 предметов. АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ СЕРИАЦИОННОГО РЯДА: 1.Из всех предметов выбираем самый большой (или самый маленький в зависимости от установки); 2. Откладываем его; 3,Из оставшихся предметов снова выбираем самый большой; 4. Откладываем его и т.д. результаты сравнения предметов по величине дети отражают в речи: «самая короткая, длиннее, еще длиннее и самая длинная полоска». Воспитатель следит за тем, чтобы дети не употребляли в речи слово средняя. Большими возможностями для ознакомления детей с величиной располагает познавательно-практическая и бытовая деятельность, общение и игра. В повседневной жизни мы обращаем внимание на то, что волосы Тани длинные, мы можем заплести их в косы, а у Коли волосы короткие. На полу в групповой комнате лежит длинная дорожка, а в спальне – короткая. На прогулке показываем какой толстый ствол у клена и какой тонкий ствол у молодой березы. Летом после дождя бегут ручейки широкие и узкие. Воспитателю в своей работе необходимо использовать разнообразные игры, игровые упражнения. Например, словесная игра «Дополни мои слова». Ведущий говорит: «Машина ленточка длиннее чем…» дети должны дополнить «…чем ленточка Тани». «Книга тоньше чем…» «Таня ниже чем…» с детьми проводятся подвижные игры «Перескочи через ручеек», «Кто дальше прыгнет?», игровые упражнения «Кто первым придут домой?» 9надо сравнивать две дорожки, по которым идут два персонажа); дидактические игры «Спрячь шарик в ладошку», «Построим дом», «Собери фрукты», «Построим лестницу». В работе с детьми используют художественное слово – сказка «Три медведя», рассматривание иллюстраций, физкультминутки. «Три медведя»: три медведя шли домой: Папа был большой-большой Мама с ним – поменьше ростом, А сынок – малютка просто Очень маленький он был, С погремушками ходил, Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.(Дети шагают на месте вперевалочку, поднимают руки над головой, на уровне груди, приседают, имитируют игру с погремушками). Таким образом, умения детей сравнивать предметы по отдельным параметрам величины приемами наложения, приложения, на глаз формируется постепенно в процессе обучения. Полученные навыки закрепляются в познавательно-практической (наблюдения, опыты, эксперименты), трудовой, бытовой, художественной деятельности. ДОПОЛНЕНИЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗА. Методика ТРИЗА предусматривает цикл занятий по оператору РВС (размер, время, стоимость). Суть его заключается в том, что ребенок, фантазируя, мысленно изменяет размеры анализируемого объекта, сначала уменьшая его почти до 0, а затем увеличивая до бесконечности. Аналогично изменяется время действий. При этом осмысливаются возникшие новые свойства. Как спасти Колобка? Здесь можно обыграть и изобразить изменение размера Колобка и животных. Сказка «Волк и семеро козлят» — аналогичный вариант как спасти козлят, изменяя их размеры или время действия сказки. Все мысли и рассуждения детей предложить им изобразить на бумаге. Игры с линией. Жила-была линия и была она вот такая! Любила она во все превращаться. Во что она сейчас превратилась? –Правильно, линия превратилась в дугу. Подошел к дуге слон, захотел пройти под дугой, но у него не получилось, как ты думаешь почему? –Молодей, нарисуй высокую дугу, чтобы слон мог пройти под ней. Таким образом, использование элементов методики Триза позволяет углубить представление детей о величине предметов.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпаргалки по госам по педагогике
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *