Система нормативно-правового регулирования учёта и отчётности в РФ

По действующему законодательству нормативное регулирование бухгалтерского учета относится к компетенции правительства, которое по традиции делегировало эту функцию Минфину. Поэтому Минфин разрабатывает обязательные для всех субъектов (предприятий) нормативные документы о методике, методологии, организации бухгалтерского и финансового учета и составлении отчетности. Государство, в лице законодательной и исполнительной власти, в соответствующих законах и иных актах, устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ, порядок представления и составления сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении хозяйствующих субъектов, их доходах и расходах: информация для пользователей бухотчетности, состав, содержание, адреса и сроки представления отчетности предприятиям.

Органы, которые имеют право регулировать бухгалтерский учет: Минфин России, ЦБ, Федеральная служба страхового надзора. В пределах своей компетенции они регламентируют единообразный подход к отражению в бухгалтерском учете хозяйственных процессов, принципов оценки, обязанности, права и ответственность бухгалтеров, разрабатывают план счетов, инструкцию к нему, нормативные акты и методические указания по отдельным вопросам.

Принятая Концепция развития российского бухгалтерского учета предполагает постепенный переход основных регулирующих учет функций от государственных органов саморегулирующимся организациям бухгалтеров.

В настоящее время российский бухгалтерский учет характеризуется следующими особенностями.

1. Сочетание государственного регулирования с инициативой предприятия по рационализации и совершенствованию учета. Учетный процесс организуется самими предприятиями исходя из особенностей их деятельности и выбранной учетной политики. Руководитель предприятия несет ответственность за организацию бухгалтерского учета, выполнение законодательства и регистрацию хозяйственных операций.

2. Последовательное повышение роли бухгалтерского учета в обеспечении информационной заинтересованности пользователей для принятия правильных экономических решений: информация о финансовом состоянии, прибыли, конкурентоспособности и т.д.

3. Обеспечение информативности, оперативности и аналитичности, что позволяет выявить влияние различных факторов, способствовать эффективности производства.

4. Динамичность организации и совершенствование бухгалтерского учета, методологии и техники на основе научной организации труда; оптимизация затрат на ведение учета.

Постепенный переход на Международные стандарты финансовой отчетности к 2010 г. предполагает отмену обязательного ведения учета для предприятий, кроме тех, акции которых котируются на фондовых биржах. Большинство малых предприятий будет переведено на упрощенную систему учета и налогообложения. Остальные предприятия будут разрабатывать собственные стандарты ведения бухгалтерского учета на основе МСФО и российских стандартов, которые будут носить рекомендательный характер.

В этих условиях будет происходить повышение значения внутрифирменного приказа по учетной политике, который станет основным документом, регулирующим порядок ведения учета предприятием.

Общие положения нормативного регулирования бухгалтерского учета

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России

Реформа системы бухгалтерского учета подвержена влиянию объективных факторов и обстоятельств, характерных для переходного периода развития экономики страны. Существенным объективным фактором, влияющим на процесс реформирования бухгалтерского учета, является его административный характер: высокая степень государственной регламентации бухгалтерского учета, а также выполнение функции обеспечения постоянно меняющихся фискальных интересов государства.

Одна из основных задач процесса реформирования — создание системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, соответствующей требованиям пользователей финансовой информации в рыночной экономике и представляющей собой результат взаимодействия институтов рыночной экономики по разработке и установлению правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Кроме того, система нормативного регулирования переходной экономики должна представлять собой некий компромисс между системой регулирования, адекватной уже сложившимся, цивилизованным рыночным отношениям, для которых характерен высокий уровень профессионализма бухгалтерского и финансового персонала, способного к принятию решений в нестандартных ситуациях, постоянно меняющихся хозяйственных условиях исходя из основополагающих принципов, сформулированных законодательством, берущего на себя ответственность за принятые решения, и системой регулирования, суть которой заключалась в жесткой тотальной регламентации и наличии подробного инструктивного материала.

Таким образом, система нормативного регулирования бухгалтерского учета — это самонастраивающаяся система, принципы построения которой позволяли бы ей, во-первых, органично совершенствоваться с развитием экономических отношений в стране, во-вторых, обеспечивать интересы и потребности в достоверной финансовой информации различных групп пользователей.

Вопросы методологии и организации бухгалтерского учета в Российской Федерации регламентируются Министерством Финансов Российской Федерации.

В России сложилась система нормативного регулирования бух.учета к 1998 году, которая включает 4 уровня.

I уровень — законодательный.

Он представлен документами, составляющими законодательные акты и, прежде всего, это закон о бух.учете. Он принят 21 ноября 1996 года, его номер 129 ФЗ. К этому закону были приняты изменения и дополнения в 1998 году с учетом программы реформирования бух.учета. В законе сформулированы основные положения, требования к ведению бух.учета, вопросы организации бухгалтерской отчетности и прочее.

Гражданский кодекс, налоговый, закон об акционерных обществах и т.д.

II уровень — нормативный.

Он представлен положениями по бух.учету (стандарты). Разработаны Минфином РФ. Сейчас их 14. Первый был принят в 1994 году, но затем отменили ПБУ 1/98 «Учетная политика».

Положения включают приемы, порядок составления и ведения учета имущества и источников его формирования.

Например, для учета основных средств была разработана ПБУ 6/97 «Учет основных средств». Сейчас оно отменено и действует ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

Для учета товарно-материальных ценностей — ПБУ 5/01, учет нематериальных ценностей — ПБУ 14/2000.

III уровень — методичный.

Он представлен инструкциями, методическими указаниями, разъяснениями (как вести учет? — на этот вопрос здесь мы получим ответ).

Например, методические указания по учету основных средств; инструкция о налоге на добавленную стоимость, инструкция по взиманию подоходного налога.

IV уровень.

Рабочие документы организаций, исходя из выше названых документов, формируется учетная политика каждого предприятия.

Разработка нормативных актов четвертого уровня входит в компетенцию руководства организации. Основное условие — содержание рабочих документов не должно противоречить нормативным актам более высокого уровня.

Кроме того в п.3 раздела 1 “Общие положения” Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации говорится: “Организация, осуществляя постановку бухгалтерского учета:

Самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерской работы, исходя из вида организации и конкретных условий хозяйствования;

Определяет в установленном порядке форму и методы бухгалтерского учета, а так же технологию обработки учетной информации;

Разрабатывает систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля;

Формирует в установленном порядке свою учетную политику по другим вопросам”.

Построение системы нормативных актов и их содержание

Рассмотрим более подробно задачу “построения системы нормативных актов и их содержание.

Положительным моментом в создании новых документов нормативной базы бухгалтерского учета является участие в разработке проектов не только сотрудников Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России, но и специалистов в области бухгалтерского учета, принявших участие в соответствующем конкурсе, организованным Институтом профессиональных бухгалтеров России. Однако и у Закона о бухгалтерском учете оказались свои недостатки. Генеральный директор аудиторской фирмы “ЦБА”, доктор экономических наук С.А. Николаева указывает на следующие: предусмотренная в статье 5 действующего Закона “О бухгалтерском учете” система нормативных актов по бухгалтерскому учету недостаточно совершенна. Она так аргументирует это:

Первое. Все документы обязательны для применения организациями, о чем прямо говорится в тексте закона. В этом случае возникает резонный вопрос: как пользоваться этими нормативными актами, если в них имеются противоречия по одним и тем же вопросам?

Например, пользоваться Положением по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” (ПБУ 6/97), утвержденным приказом Минфина России от 03.09.97 №65н, или Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 20.07.98 №33н. Ведь иерархии нормативных документов закон не устанавливает.

Так, согласно п.3.1 ПБУ 6/97 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Далее, в п.п. 3.3, 3.4, 3.5 оговаривается понятие первоначальной стоимости в случаях вклада в уставный капитал основными средствами, получению их по договору дарения или иных безвозмездных случаях и в обмен на другое имущество. Первоначальной стоимостью получаемых организацией основных средств, согласно тексту ПБУ, будет соответственно согласованная стоимость, рыночная стоимость и стоимость обмениваемого на основные средства имущества, по которой оно числилось на балансе организации. Причем определение первоначальной стоимости не предполагает расширенного толкования. В данном ПБУ не оговаривается, за счет какого источника финансировать затраты, которые могут возникнуть при всех этих способах получения основных средств, например, на транспортировку или оценку. Величина этих затрат, как показывает практика, может быть достаточно существенной и значительно превосходить собственно первоначальную стоимость основных средств в трактовке ПБУ.

Согласно п.25 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств затраты по доставке основных средств по договору дарения или полученных в обмен, организация-получатель учитывает как капитальные вложения с последующим включением в первоначальную стоимость получаемого объекта.

Но, во-первых, эта норма противоречит положениям ПБУ. Согласно ПБУ 6/97 первоначальная стоимость состоит лишь из одного элемента. Во-вторых, в указаниях ничего не говориться о финансировании возможных дополнительных затрат в случаях поступления основных средств в уставный капитал организации. В-третьих, проблемой остается источник финансирования затрат, связанных с оценкой основных средств (могут появиться в случае необходимости оценки по рыночной стоимости или в определенных случаях при вкладах в уставный капитал).

Кроме того, текст методических указаний по данному вопросу противоречит ст.11 “Оценка имущества и обязательств” Федерального закона

Согласно экономическому содержанию все затраты, обусловленные возникновением на балансе организации конкретного актива, должны формировать его первоначальную стоимость. Однако такой вывод не вытекает из текста действующих нормативных документов. И, как следствие, организации не только не имеют возможности формировать достоверную информацию об объектах бухгалтерского учета, но и подвергаются санкциям за нарушение налогового законодательства.

Второе. Нормативные документы порой полностью дублируют друг друга, так как нет четкой концепции и правил построения системы нормативного регулирования: неясно, какие вопросы рассматривает тот или иной уровень нормативного регулирования и как он взаимодействует с другими уровнями.

Например, текст, касающийся перечня вопросов, которые утверждаются при принятии учетной политики организации, практически без каких-либо изменений содержится:

в п.3 ст.6 “Организация бухгалтерского учета в организациях” Федерального закона “О бухгалтерском учете”;

в п.8 раздела 1 “Общие положения” Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 №34н;

в п.5 раздела 2 “Формирование учетной политики” Положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” (ПБУ 1/98), утвержденного приказом Минфина России от 09.12.98 № 60н.

Аналогичное замечание можно сделать и в отношении правил, касающихся бухгалтерской отчетности.

Это было бы нерационально и только, если бы текст разных документов точно повторял друг друга. Хуже для практического применения нормативных актов, когда тексты, касающиеся одного и того же вопроса, противоречат друг другу.

В п.2.1 ПБУ 6/97 установлено, что не относятся к основным средствам и учитываются организацией в составе средств в обороте:

предмет, используемый в течение периода менее 12 месяцев, независимо от их стоимости;

предмет стоимостью на дату приобретения не более стократного, установленного законом, размера минимальной месячной оплаты труда за единицу независимо от срока их полезного использования;

иные предметы, устанавливаемые организацией исходя из правил положения по бухгалтерскому учету.

Очевидно (хотя это явно и не указано), что в состав предметов в обороте должны включаться предметы, используемые в течение периода, превышающего 12 месяцев, но меньшего, чем обычный операционный цикл.

В частности, в ПБУ 6/97 под стоимостью приобретенных основных средств понимается сумма всех фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление (за исключением НДС и других возмещаемых налогов). В п.50 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ специально уточнено, что стоимость предметов определяется исхода из стоимости, предусмотренной в договоре. Например, расходы по доставке сверх цены, определенной договором, не должна учитываться при решении вопроса об отнесении приобретенного предмета к основным средствам. Поэтому вполне возможна ситуация, когда договором с поставщиком определена стоимость предмета, не превышающая стократный размер минимальной месячной оплаты труда, и в тоже время сумма всех фактических затрат, связанных с приобретением данного предмета, будет превышать стократный минимальный размер месячной оплаты труда. Тогда, несмотря на существующие фактические затраты, согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ данный предмет должен быть включен в состав средств в обороте.

В рассматриваемом случае налицо несоответствие используемой в различных нормативных документах терминологии. Если обратится к документу более высокого уровня — Федеральному закону “О бухгалтерском учете”, то согласно ст.11 оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется суммированием фактически произведенных расходов на его покупку. Поэтому при решении вопроса об отнесении приобретаемых предметов к основным средствам следует учитывать всю сумму фактических затрат, связанных с приобретением.

С другой стороны, возможны ситуации, когда в соответствии с ПБУ 6/97 предметы должны учитываться в составе средств в обороте, а в соответствии с Положением о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ — в составе основных средств. В этом случае можно констатировать, что нормативные документы противоречат друг другу.

Например, в п.50“б” Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ записано, что руководитель организации имеет право установить меньший лимит стоимости предметов для принятия к бухгалтерскому учету в составе средств в обороте. Если руководителем в действительности будет установлен лимит, меньший 100-кратного минимального размера месячной оплаты труда, то предметы стоимостью выше лимита, установленного руководителем, но менее 100-кратного минимального размера месячной оплаты труда не могут быть включены в состав предметов в обороте. В то же время эти предметы не могут учитываться и как основные средства (п.2.1 ПБУ 6/97). Возможность снижения лимита стоимости средств в обороте следовало также предусмотреть в ПБУ 5/98 и ПБУ 6/97.

Обзор нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет

Требования, предъявляемые к Закону о бухгалтерском учете

Закон о бухгалтерском учете — документ первого уровня должен быть по возможности краток и лаконичен. Он должен содержать либо обязательные для исполнения нормы, либо нормы-принципы, в соответствии с которыми строится законодательство низших уровней. Из текста закона должны быть исключены по возможности понятия и определения. Мы поддерживаем полностью приведенную в тексте проекта закона о бухгалтерском учете формулировку, основной цели законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете — обеспечение единообразного формирования полной и достоверной информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и их изменениях. В законе должны быть перечислены основные принципы формирования достоверной информации. Соответствующую статью в главе “Основные требования к ведению бухгалтерского учета” желательно так и назвать “Основные принципы формирования полной и достоверной информации”. Эти принципы должны быть собраны вместе, а не распылены в разных пунктах и статьях закона, так как именно они являются тем обоснованием, которым должен руководствоваться профессиональный бухгалтер при формировании способа бухгалтерского учета в случаях, когда действующие нормативные акты всех уровней не дают ответа на тот или иной вопрос или их последовательное применение не обеспечивает формирование полной и достоверной информации об объектах бухгалтерского учета.

На основе обозначенных выше принципов в проекте закона не стоит так подробно рассматривать вопросы бухгалтерской отчетности, которые во многом полностью дублируя друг друга, рассматриваются не только в законе, но и в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, и в действовавшем в 1999г. ПБУ 4/96 “Бухгалтерская отчетность организации”, и во вводимом с 2000г. ПБУ 4/99 с аналогичным названием.

В тексте закона как высшего законодательного акта должна быть краткая часть об отчетности, а все аспекты ее составления и представления могут рассматриваться в соответствующем положении по бухгалтерскому учету — документе второго уровня.

Статья “Бухгалтерская отчетность” могла бы выглядеть следующим образом:

Организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность.

Под бухгалтерской отчетностью понимается единая система показателей о состоянии активов, обязательств организации, ее доходах и расходах, которая составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

В состав бухгалтерской отчетности включаются бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, а также иные отчеты, формы и пояснения к ним. Состав бухгалтерской отчетности, ее формы и методические рекомендации по порядку заполнения, адресаты и сроки ее подачи для различных категорий организаций определяются соответствующими нормативными документами второго уровня.

В течение 1998 г. говорилось в основном о принятой Правительством Российской Федерации Программе реформирования бухгалтерского учета в России в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, ее содержании, причинах вызывающих необходимость разработки программы, мерах направленных на ее выполнение. В 1999 г. первые документы, разработанные во исполнение программы, вступили в действие; русский перевод Международных стандартов финансовой отчетности нашел заинтересованного читателя; продолжается работа над проектами новых положений и нормативных документов. Сегодня уже можно говорить и о достижениях и о недостатках, и о трудностях реформирования российского бухгалтерского учета.

С момента введения в действие Федерального закона от 26.11.96 №129-Ф3 “О бухгалтерском учете” можно по сути дела говорить о начале формирования под отрасли права — системы законодательных и нормативных актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности. Принятие закона “уравнивает в правах” нормы бухгалтерского учета с нормами других отраслей права, повышает статус норм бухгалтерского учета, ставит бухгалтерский учет на одну ступень с налоговым законодательством, которое изначально формировалось на основе федеральных законов. Это обстоятельство имеет важное значение при рассмотрении споров, разрешающих противоречия действующего законодательства.

При формировании нормативной базы под отрасли права следует решить несколько важных задач, таких как:

предмет, отношения регулирования, цели и задачи законодательства;

основные начала или принципы данной отрасли права;

взаимодействие с другими отраслями права;

терминология и понятийный аппарат;

органы законодательного регулирования, их права и обязанности;

построение системы нормативных актов и их содержание.

Вне системы законодательных и нормативных актов отрасли (под отрасли) права должны находиться наука, формирующая концепции построения системы регулирования.

Основные документы, регламентирующие бухгалтерский учет в России

Все предприятия, являющиеся юридическим лицами по законодательству Российской Федерации независимо от подчиненности и формы собственности, должны вести бухгалтерский учет в соответствии с требованиями основных документов и нормативных актов, принятых или согласованных с Министерством финансов Российской Федерации.

Главными документами по современному бухгалтерскому учету в Российской Федерации являются:

• Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, принятое 20 марта 1992 г.

• План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению от 1 ноября 1991 года.

• Список остальных нормативных актов Российской Федерации и бывшего СССР, регламентирующих бухгалтерский учет предприятий, приведен в приложении 1.

Положение о бухгалтерском учете и отчетность в Российской Федерации (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации № 10 от 20 марта 1992 года) принято на основании постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 1992 года № 89.

Данное положение определяет:

Порядок организации и ведения бухгалтерского учета;

Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности;

Порядок оценки хозяйственных процессов и средств;

Статус и функции главных бухгалтеров и возглавляемых ими служб;

Взаимоотношения по вопросам учета с внутренними и внешними потребителями бухгалтерской информации, включая органы государственного управления.

Основные правила учета в России изменились в ходе экономической реформы. В настоящее время все предприятия должны вести бухгалтерский учет в согласно следующим правилам:

• Принятая методология должна быть неизменной в течение отчетного периода, от одного отчетного года к другому. Изменение учетной политики по сравнению с предыдущим годом должно быть объяснено в годовой бухгалтерской отчетности;

• Бухгалтерский учет имущества и хозяйственной деятельности предприятии ведется в денежном выражении путем сплошного, непрерывного документального и взаимосвязанного их отражения;

• Учет ведется способом двойной записи в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета;

• Все финансовые и хозяйственные операции за отчетный период, имущество и результаты его инвентаризации, проведенной в отчетном периоде, должны быть отражены полностью;

• Данные аналитического учета должны совпадать с оборотами и остатками по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а показатели бухгалтерской отчетности должны быть тождественны данным синтетического и аналитического учета;

• Должна быть обеспечена возможность закрытия бухгалтерских счетов, составления Главной книги и суммирования результатов деятельности на первой число каждого месяца;

• Доходы и расходы должны быть отнесены по отчетным периодам.

Обзор новых нормативных документов по бухгалтерскому учету

Система бухгалтерского учета на предприятиях бывшего СССР обслуживала центральные плановые и контрольные органы, предоставляя в удобном для них виде информацию о деятельности предприятия. Учетная система в СССР была жестко регулируемой и практически полностью стандартизированной. Она существовала без существенных поправок на новые экономические условия до 1990 года. хотя на начало этого года в СССР уже было зарегистрировано более 200 тыс. кооперативов и около 11300 совместных советстко-иностранных предприятий.

Новые формы предприятий не вписывались в традиционную советскую систему учета и требовали ее изменения. Эти требования были неизбежны. Только в 1990 году для совместных предприятий был введен особый порядок бухгалтерского учета отдельных операций, приближенный к мировой практике. Остальные предприятия продолжали вести бухгалтерский учет по традиционной системе. Затем государственная машина вынуждены была отступить перед значительным количеством негосударственных предприятий. Министерство финансов СССР стало предусматривать некоторые отклонения от действующих предписаний, которые законодательно закреплялись отдельными инструкциями и письмами.

С начала 1992 года многие положения бухгалтерского учета максимально приблизились к стандартам, принятым за рубежом. Эти изменения были закреплены в новых основных законодательных документах, регламентирующих бухгалтерский учет в России. Измененные план счетов и Положение по бухгалтерскому учету и отчетности, а также вновь разработанное положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия” являются наиболее важными нормативными документами по бухгалтерскому учету и отчетности, поскольку на основе именно этих документов предприятия решают вопросы организации и ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Основные изменения Плана счетов 1991 года сводятся к следующему.

1. В План счетов дополнительно введены счета 19 “НДС по приобретенным ценностям”; 36 “Выполненные этапы по незавершенным работам”; 87 “Добавочный капитал”.

В раздел “Забалансовые счета” введены счета:

014 “Износ жилищного фонда”

015 “Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов”.

2. Из плана счетов исключен счет 88 “Фонды социального назначения”. Указанные фонды стали учитываться на счете 88 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)”

Изменилось название ряда счетов:

По счету 05 — “Амортизация нематериальных активов” вместо “Износ нематериальных активов”

По счету 78 — “Расчеты с дочерними (зависимыми) предприятиями” вместо “Расчеты с дочерними предприятиями”. И др.

Изменился шифр счета “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)” — 88 вместо 87. По этому счету открыты субсчета для учета фондов накопления, социальной сферы и потребления.

Изменены субсчета по счетам 08 “Капитальные вложения”, 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”, 83 “Доходы будущих периодов”, 88 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)”, названия субсчетов по счету 75 “Расчеты с учредителями”

Эти изменения Плана счетов 1991 г. обусловлены в основном необходимостью приведения его в соответствие с нормативными документами по бухгалтерскому учету и отчетности. Разработанными и утвержденными после 1991 г.

Наиболее существенные изменения 8 раздела Плана счетов “Капитал и резервы” в значительной мере предопределены письмом Министерства финансов Российской Федерации от 11 мая 1994 года № 91 “Об объеме и формах годового бухгалтерского отчета предприятий за 1994 год о порядке его заполнения”

В соответствие с этим письмом в бухгалтерском балансе отдельными статьями отражаются уставный, добавочный и резервный капитал, фонды специального назначения. Следует отметить, что рассмотренные изменения в Плане счетов бухгалтерского учета 1991 г. не меняют в целом его содержательную часть.

Наряду с изменениями в Плане счетов бухгалтерского учета введены соответствующие изменения в инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Довольно значительные изменения в бухгалтерском учете в связи с утверждением Минфином нового Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации.

В соответствии с данным нормативным документом в бухгалтерском учете вместо понятий “предприятие” и “учреждение” с 1 января 1995г. будет использоваться понятие “организация”.

В новом Положении существенно изменены основные правила ведения бухгалтерского учета. Из ранее применяемых правил исключены “правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам” и “разграничение в учете текущих затрат на производство и капитальных вложений”. Вместе с тем к основным правилам ведения бухгалтерского учета по существу отнесены допущения и требования, исходя из которых формируется учетная политика организации.

Правила документирования хозяйственных операций и их отражение в регистрах бухгалтерского учета несколько изменились. В соответствии с новым Положением организации обязаны составлять и утверждать график документооборота.

Некоторые изменения произошли и в организации бухгалтерского учета. Если раньше обязанности кассира разрешалось выполнять главному бухгалтеру или другому работнику по письменному распоряжению руководителя организации на всех малых предприятиях, не имеющих в штате кассира, то теперь это право предоставляется лишь организациям с небольшой численностью работающих.

Имеются дополнения к основным требованиям бухгалтерской отчетности, касающиеся в основном сводной отчетности. В соответствии с новыми требованиями организации, имеющие дочерние и зависимые общества, помимо собственного отчета составляют также сводную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели отчетов указанных обществ. Сводную бухгалтерскую отчетность также обязаны составлять объединения юридических лиц, союзы, ассоциации, созданные на добровольных началах организации.

Довольно значительны изменения в правилах оценки статей бухгалтерской отчетности и порядке их учета. Например, если по старому Положению разница между суммой фактических затрат на приобретение государственных ценных бумаг и нормальной их стоимостью ежемесячно списывалась на финансовый результат организации, то теперь в соответствии со сложившийся практикой эту разницу разрешается выявлять и списывать общей суммой при продаже, погашении или ином виде выбытия ценных бумаг.

Уточнен порядок корректировки вложений организаций в акции других организаций, корректирующихся на бирже или на специальных аукционах, корректировка которых постоянно печатается.

Новым Положением уточнен верхний стоимостной предел за единицу отнесения предметов к малоценным и быстро изнашивающимся предметам (МБП) — 1 млн. руб. вместо 100 тыс. руб.

Существенно изменен раздел Положения по фондам и резервам. Новым документом изменено определение уставного капитала, введено понятие собственного капитала, показаны его составные части. По новому Положению безвозмездно полученные ценности и другие аналогичные суммы учитываются как добавочный капитал. Финансовый результат (убыток), образовавшийся в результате безвозмездной передачи имущества другим организациям, списывается со счетов реализации (47, 48) на уменьшение добавочного капитала.

В новом Положении более полно представлен состав нематериальных активов (п. 48), дано иное определение прибыли (п. 71), конкретизирован порядок учета ряда хозяйственных операций у бюджетных организаций.

По учетной политикой организации следует понимать выбор ею организационной формы бухгалтерской работы, формы учета, технологии обработки учетной информации и вариантов учета и оценки соответствующих учетных объектов, исходя из установленных допущений, требований и особенностей своей деятельности.

При выборе организационной формы бухгалтерской работы организация самостоятельно выбирает организационное построение бухгалтерии. Кроме того, бухгалтерский учет и отчетность могут осуществляться специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорной основе.

Организация самостоятельно выбирает форму учета, перечень применяемых учетных регистров, их построение последовательность и способы записи в них.

Организация самостоятельно разрабатывает рабочий план счетов на основе Плана счетов, утвержденного Министерством финансов Российской Федерации. Оно в праве из всей совокупности синтетических счетов выбрать действительно необходимые для данного предприятия, вводить новые синтетические счета, используя свободные коды счетов.

На основе системы субсчетов, предусмотренной утвержденными Планом счетов и Инструкцией по применению Плана счетов, организации определяют перечень используемых счетов, при необходимости объединяя, исключая или добавляя новые субсчета.

Организация самостоятельно определяет порядок документирования хозяйственных операций и отражения их в регистрах бухгалтерского учета, разрабатывает и утверждает график документооборота.

Составной частью учетной политики организации является определение количества и сроков проведения инвентаризации имущества и обязательств. Организации самостоятельно разрабатывают систему внутрипроизводственного учета, функционирования и контроля, исходя из особенностей функционирования и требований управления производством и реализацией продукции. Центральное место в учетной политике организации должен занимать раздел по методологии учета тех объектов, по которым разрешена вариантность их учета и оценки.

Следует отметить, что в самом положении по учетной политике методология учета различных объектов не рассматривается. Поэтому при разработке данного раздела используют другие нормативные документы по бухгалтерскому учету, и, прежде всего Положение по бухгалтерскому учету и отчетности, План счетов и Инструкцию по применению плана счетов.

К наиболее важным методологическим вопросам обычно относят следующие:

• установление порядка начисления износа по основным средствам и нематериальным активам.

По основным средствам разрешается:

Начислять износ по установленным нормам износа;

Применять ускоренную амортизацию основных средств в соответствии с постановлением правительства России от 19 августа 1994 г. № 967 “Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов предприятия”.

Малые организации, кроме того, могут в первый год функционирования списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 % первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы свыше 3 лет.

По нематериальным активам организации сами определяют перечень объектов, подлежащих и не подлежащих амортизации, и сами устанавливают нормы амортизации.

Определение порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции. Затраты по ремонту основных средств разрешается списывать на себестоимость продукции следующими способами:

Списание фактических затрат сразу на счета издержек производства и обращения;

Вначале создается ремонтный фонд с последующим списанием на уменьшение этого фонда фактических расходов по ремонту основных средств;

Фактические расходы по ремонту вначале учитываются на счете 31 “Расходы будущих периодов”, а затем с этого счета равномерно по месяцам списываются на счета издержек производства и обращения.

• Выбор способа начисления износа по МБП. Регламентирующие документы предоставляют возможность погашения стоимость переданных в эксплуатацию МБП следующим образом:

Начисление износа в размере 50 % стоимости МБП при передаче предметов в эксплуатацию и остальных 50 % при списании предметов;

Начисление износа в размере 100 % при передаче предметов в эксплуатацию;

Начисление износа в соответствии с установленной нормой или сметной ставкой;

Начисление износа по предметам проката, исходя из сроков их службы.

• Определение стоимости предела отнесения предметов к основным средствам или МБП. Положением о бухгалтерском учете и отчетности верхний стоимостной предел установлен в 1 млн. руб. за единицу.

• Выбор варианта синтетического учета производственных запасов. Он может осуществляться:

По учетным ценам;

По фактической себестоимости приобретения.

• Выбор метода оценки производственных запасов, готовой продукции, незавершенного производства. Материальные ресурсы отражаются в учете и отчетности в конечном счете по их фактической себестоимости.

• Выбор метода определения выручки от реализации продукции. Организациям разрешено применять любой из двух методов определения выручки от реализации.

По моменту оплаты отгруженной продукции и предъявления, выполненных работ, оказанных услуг.

По моменту отгрузки продукции и предъявления платежных документов покупателю или транспортной организации.

Учетная политика разрабатывается на предстоящий год главным бухгалтером или специальной организацией и соответствующим специалистом при осуществлении ими бухгалтерского учета и составлении отчетности на договорных началах.

Учетная политика имеет важное значение не только для самой организации, но и для контролирующих органов, аудиторов, различных пользователей финансовой отчетности организации. Без ознакомления с учетной политикой организации по существу невозможно объективно оценить динамику по многим балансовым статьям и дать объективную оценку финансовой устойчивости организации.

Основные направления реформирования бухгалтерского учета в РФ

В конце 1997 года была принята правительственная программа по адаптации бухгалтерского учета в РФ к системе международных стандартов. За последние годы в бухгалтерском учете и отчетности произошли определенные изменения, связанные с переходом экономики страны на рыночные отношения. Прежде всего это создание документов (правовые вопросы, методологическая база бухгалтерского учета и т.д.). Среди основных нормативных актов по методологии: Положение о бухгалтерском учете и отчетности, План счетов, и др. Все эти документы заложили основу нормативного регулирования бухгалтерского учета. Были введены новые объекты бухгалтерского учета (лизинг, аренда, нематериальные активы и т.д.). Изменена методология учета многих объектов. Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятиях возложена на руководителя, который получил право привлекать сторонние организации на контрактной основе. Изменения в бухгалтерской отчетности (состав, содержание, адреса в значительной мере соответствуют международным стандартам). Эти и другие изменения дают основание считать их первым этапом перехода национальной системы бухгалтерского учета к системе, отвечающей требованиям рыночной экономики.

К последующим этапам развития бухгалтерского учета относятся:

Совершенствование правового регулирования бухгалтерского учета

Разработка отечественных стандартов (положений) по бухгалтерскому учету и отчетности, ориентированные на международные стандарты и в полной мере отвечающие специфике национального учета.

Разработка организационной системы бухгалтерского учета, связанной с выделением финансового и управленческого учета

Разработка стратегической системы учета, основанной на гармонизации учета и маркетинга, подготовка и переподготовка бухгалтерских кадров и международное сотрудничество.

Все большее влияние на развитие отечественного бухгалтерского учета оказывает международная практика. Определение основных тенденций регулирования бухгалтерского учета позволяет прогнозировать направление развития национальной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и соответствующих требований к ней.

Выделяется два основных подхода к организации бухгалтерского учета: британо-американская и континентальная модели бухгалтерского учета.

Британо-американская модель — исключительное саморегулирование бухгалтерского учета. Государство формально не руководит учетной практикой. Эта система учета развивается различными профессиональными ассоциациями бухгалтеров, гибкие учетные стандарты (их разрабатывают на основе накопленного опыта, доводов и т.д.). В основе этой модели — система законодательства общеправовой ориентации (законы общего права, разрешено то, что не запрещено). Такое законодательство детально не регламентирует жизнь физических и юридических лиц, а устанавливает границы свободы действий. Данная модель распространена в США, Англии, Голландии и т.д. Основным органом, занятым изданием учетных стандартов является Совет по стандартам финансового учета (FASB). Главная цель Совета — разработка и совершенствование учетных норм, предназначенных для использования в частном секторе экономики, аудиторами и пользователями бухгалтерской отчетности.

Совет является независимым. Независимость обеспечивается тем, что наблюдение за деятельностью Совета осуществляется Фондом финансового учета. Помимо Совета сформирован Совет по стандартам учета в государственных учреждениях. Параллельно с этим Советом регулированием учетной практики занимается правительственная организация Комиссия по ценным бумагам и биржам (представление и защита интересов инвесторов в соответствии с законом о ценных бумагах).

Совокупность норм, регулирующих финансовый учет, образует общепринятые нормы бухгалтерского учета (GAAP). Эти методы исходят из приоритета потребностей внешних пользователей финансовой отчетности. Применяются многими частными компаниями. Хотя для многих частных компаний не существует обязательного аудита и т.д., они часто придерживаются этих общепринятых норм.

Континентальная модель — юридическая регламентация учета, унификация принципов и процедур учета (Германия, Франция, Испания и др.). Здесь учетные стандарты имеют статус государственных актов. Такой подход во многом порожден действием в этих странах кодексов законов, установлен административно-разрешительный режим правового регулирования (строго по букве закона).

Анализ обеих моделей выявляет основные черты современных систем регулирования бухгалтерского учета. Цель регулирования бухгалтерского учета наиболее точно и полно сформулирована международной группой экспертов ООН: обеспечение доступной и сопоставимой информации, включая информацию нефинансового характера, предоставление правдивого и объективного финансового положения, доходов и убытков в финансовой отчетности.

В большинстве стран регулирования бухгалтерского учета сосредоточено на финансовой отчетности (принципы бухгалтерского учета, методы оценки, круг информации в отчетности и т.д.).

В РФ происходит смешение этих двух моделей регулирования бухгалтерского учета. Закон о бухгалтерском учете призван определить единые правовые и методологические основы бухгалтерского учета в стране, его организацию, основные направления бухгалтерской деятельности, составление отчетности и состав хозяйствующих субъектов, обязанность вести бухгалтерский учет и составлять отчетность.

Положения по бухгалтерскому учету и отчетности (национальные стандарты) — свод основных правил, устанавливаемых принципы учета определенного объекта (совокупности объектов).

Методические указания и рекомендации по бухгалтерскому учету должны представлять собой свод правил и рекомендаций по порядку учета объектов. Призваны наиболее полно определять правила, в т.ч. отдельные элементы техники ведения учета соответственных объектов (эти инструкции составляются в дополнение к положениям о бухгалтерском учете).

Приведенная система регулирования и организации бухгалтерского учета в РФ является упрощенной, однако она позволяет вычленить то главное, что лежит в основе системы регулирования. До 1992 года в РФ высшей юридической силой по бухгалтерскому учету было положение о бухгалтерском учете и балансах. Регулирование бухгалтерского учета с 1992 года осуществляется на концептуальном уровне и в отношение конкретных учетных методик. Позволяет создать необходимую основу для точной, достоверной информации о деятельности хозяйствующих субъектов и интерпретации информации.

Концептуальные положения: цели и назначение бухгалтерской информации, качественные характеристики, пользователи и потребности, состав и содержание бухгалтерской информации, принципы отчетности. Концептуальные положения наиболее консервативны, те. Наименее всего поддаются изменениям.

Усиление роли государства в регулировании бухгалтерского учета является проявлением тенденции возрастающего значения государственного вмешательства в экономическую жизнь страны.

В последнее время все большую роль в регулировании бухгалтерского учета в РФ играют профессиональные организации. Это отражает тенденцию к тому, что разработка норм учета является в большей степени процессом согласования интересов различных групп.

Резкое расширение функций бухгалтерского учета в условиях перехода к рыночной экономике, введение коммерческой тайны, статус открытости отчетности обуславливают необходимость выделения из бухгалтерского учета в качестве самостоятельных видов учета финансовый и управленческий учет.

Финансовый учет ориентирован на получение информации, необходимой для составления финансовой отчетности (в соответствии с законодательством и т.д.).

Управленческий учет — на получение внутренней информации, необходимой для управления и принятия решения руководителем на перспективу, исчисление себестоимости, финансовых результатов и т.д. Методику управленческого учета целесообразно применять на предприятии исходя из специфических условий.

Взаимосвязь между финансовым и управленческим учетом осуществляется различными способами (единый План счетов с субсчетами или отдельные Планы счетов и т.д.).

Стратегическая система учета, основанная на гармонизации учета и маркетинга, призвана систематизировать информацию, связанную с реализацией продукции. В условиях рынка, характеризующегося стремительным направлением хозяйственных субъектов завоевать рынок и т.д. будет способствовать информация по значительному числу позиций и т.д.

Другим важным стратегическим элементом стратегической системы учета является определение финансового положения предприятия. Важным условием совершенствования учета является повышение образовательного уровня бухгалтерских кадров в учебных заведениях, необходимо создать особую систему профессионального образования. Важным представляется повышение профессиональной аттестации бухгалтеров.

Международное сотрудничество — важно вступление и осуществление активной работы в международных организациях, взаимодействие с другими международными организациями по регулированию бухгалтерского учета.

Несмотря на все проведенные мероприятия по совершению бухгалтерского учета, действующая система бухгалтерского учета еще не отвечает международным стандартам, т.к. не обеспечивает необходимой информацией. Важная проблема в соотношении правил ведения бухгалтерского учета и налогообложения. Первый существенно зависит от последнего. При действующей налоговой системе часть предприятий сознательно искажает учетные данные. В целях изменения такого положения в конце 1997 года была разработана правительственная программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами. Целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности. Задачи реформирования бухгалтерского учета заключаются:

в формировании бухгалтерского учета и отчетности, обеспечивая полезность информации для внешних пользователей,

увязка их с международными стандартами,

оказание методической помощи предприятию во внедрении системы управленческого учета.

Основные направления системы:

создание законодательной базы (национальных стандартов),

методическое обеспечение,

подготовка кадров,

международное сотрудничество.

Ключевой этап реформирования бухгалтерского учета — разработка новых и уточнение старых положений о бухгалтерском учете и внедрение их в практику.

Заключение

Положительным моментом в создании новых документов нормативной базы бухгалтерского учета является участие в разработке проектов не только сотрудников Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России, но и специалистов в области бухгалтерского учета, принявших участие в соответствующем конкурсе, организованным Институтом профессиональных бухгалтеров России.

Поэтому Министерство финансов Российской Федерации обратилось к периодическим изданиям, освещающим бухгалтерскую тематику, с просьбой акцентировать внимание в публикуемых статьях, комментариях и других материалах на разъяснение происходящих процессов в российской системе бухгалтерского учета, активнее вовлекать практических работников в обсуждение проектов разрабатываемых документов, сообщать мнения главных бухгалтеров и аудиторов о достоинствах и недостатках выпускаемых документов.

Какие бы хорошие правила не содержались в новых положениях по бухгалтерскому положению и других документах, какие бы прекрасные комментарии не печатались в существующих изданиях, без активной позиции самих бухгалтеров и других специалистов, связанных с ними, бухгалтерский учет в стране не будет развиваться. Это можно делать путем участия в работе таких коллективных форумов, как съезды бухгалтеров и аудиторов.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по Бухучету
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *