Мотивация учебной деятельности, её характеристика

Мотивация связана с созданием ситуации занимательности, развития познавательного интереса, стимулирования чувства долга и ответственности. Учебная мотивация определяется целым рядом специфических факторов: она определяется сомой образовательной системой, образовательным учреждением; организацией образовательного процесса; субъективными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками); субъективными особенностями педагога: системой его отношений к ученику, к делу; спецификой учебного предмета. Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое возраста-ние положительного или усугление отрицательного отношения к уче-нию, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в неё побуждений, появление новых, более зрелых иногда противоречивых отношений между ними. В структуру учебно-мотивационной сферы человека входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес. Термин «ин-терес» часто используют как синоним учебной мотивации. Необходи-мое условие создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умст-венную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению – использование таких во-просов и заданий, решение которых требует от учащихся активной по-исковой деятельности. Большую роль в формировании интереса к уче-нию играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они

не могут разрешить при помощи имеющихся у них запаса знаний; стал-киваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применение старых в новой ситуации. Преодоление трудностей в учебной деятельности – важнейшее условие возникнове-ния интереса к ней. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность по-сильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по педагогической психологии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *