Формирование мотивов учебной деятельности школьников

Исходя из цели школы, по мнению Л.М. Фридмана можно выд-ть след-е виды деят-ти уч-ся, опред-щие осущ-ние цели школы: учебно-познавательная деят-ть, деят-ть по саморазв-ю своих способ-тей, деят-ть по самовоспит-ю своих добрых кач-в, сти-ля повед-я, полож-ных черт хар-ра, деят-ть по профес-му самоопред-ю, подг-ке к буд. проф-ии и продолж-ю образ-я в избранной обл-ти. Чтобы уч-ся овладели видами деят-ти и чтобы последние были достаточно эффект-ны, необх-мо формир-ть у них стойкий интерес к указ-ым видам деят-ти, а также все виды широких соц-ных и внутр-их мотивов, добиваясь при этом, чтобы они были ясно осозн-мыми, стойкими и смыслообраз-ми. Л.М. Фр. выд-ет 2 осн-ых пути формир-ия у уч-ся нужной мотив-ии: 1), иногда назыв-ый «снизу вверх» сост-т в созд-ии таких объект-ых усл-ий, такой орг-ции деят-ти уч-ся, кот-ые необх-мо ведут к формир-ию у них нужной мотив-ии. Этот путь означ-т, что уч-ль, опир-сь на уже имеющ-ся у уч-ся потр-ти, так орган-ет опред-ую деят-ть, чтобы она вызвала у них полож-ые эмоции удовлетв-ия, радости. Если эти чув-ва уч-ся испыт-ют дост-чно долго, то у них возн-ет новая потреб-ть— в самой этой деят-ти, вызыв-щей у них приятные эмоц-ые пережив-я. В общую Мотив-ию шк-ков тем самым включ-ся новый стойкий мотив к указ-ной деят-ти. 2) заключ-ся в усв-ии воспит-ым предъявл-мых ему в готовой «форме» побуждений, целей, идеалов, содерж-ия направл-сти лич-ти, кот-е по замыслу восп-ля должны у него сформир-ся и кот-е сам воспит-мый должен постеп-но превратить из внешне поним-мых во внутр-е принятые и реально действ-щие. Это мех-зм формир-ия «сверху вниз». Такой путь связан с методами убежд-я, разъясн-я, внуш-я, информир-ния, примера. Особую роль здесь играет коллектив, соц-ная среда, в кот-й живет и действ-т уч-к, взгляды, убеждения, традиции, принятые в этой среде. Когда уч-к видит, что окруж-ие его товарищи и взрос-е отн-ся к тому или др. объекту (к знаниям по к.-то предмету, к к.-то работе) как к особой ценности и направ-т св. деят-ть на овлад-е этим объектом, то и он переним. этот взгляд на данный объект. Тем самым у учеловека возн-ет особое отн-ие к этому объекту как к некой ценности и потреб-ть в овл-нии им, т.е. возн-ет новый стойкий мотив. Как указ-ет Л.М. Фридман, уч-ль в своей воспит-ой работе должен испол-ть для формир-я у уч-ся нужной мотивации оба этих пути. Кроме того, на формир-е мотивации оказывают влияние содерж-е уч-ых предметов, орг-ия уч-го проц-са, вне-классной и внешк-ой работы, лич-ть уч-ля и мн. другие факторы (отн-ия семьи учеловека к учению, к восп-ю).»…Особо подчеркнем фактор традиций школы, хар-р жизни в школе, интерес уч-лей к проц-су воспитания уч-ся, увлеч-сть их этим трудным и слож ным де-лом. Ведь равнодушие одних уч-ей не менее заразительно, чем увлеч-сть других» 28. Студент как субъект уч-ной деят-ти.

Студен-ий возраст (18-25) представляет особый период в жизни человека т к возраст 18-25 лет составляет, скорее, начальное звено в цепи взрослых возрастов, чем заключ-ное в цепи периодов дет-го разв-ия. Студен-во –это особая соц-ная категория, специфичеловекая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образ-ия. Студен-во включает людей, целенаправл-но , систем-ски овладевающих знаниями и професс-ными умениями, занятых усердным уч-ным трудом. Как соц-ная группа оно хар-ся професс-ной направлен-тью, сформированностью устойчивого отношения к будущей профессии, вследствие осознанного ее вы-бора и полноты представления ,т е знание тех требований ,кот. предъявляет профессия и условий професс-ной деят-ти. Иссл-ния показ-ют ,что уровень представления студента о профессии непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учебе: чем меньше студент знает о профессии, тем хуже он относится к учебе. В соц-но-псих-ком аспекте студен-во отлич-ся наиболее высоким образов-ным уровнем ,наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познав-ной мотивации. Так же студен-во – соц-ная общность с наивысшей соц-ной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллект-ной и соц-ной зрелости. При лич-но-деят-тном подходе студент рассм-ся как активный, самост-но организующий свою деят-ть субъект. Ос-новной формой обучения для студен-ва явл-ся знаково-контекстное. Студен-во- центральный период становления человека, лич-ти в целом, проявл-я самых разнообразных интересов. Это время установления спортивных рекордов, художественных, технических и научных достижений ,интенсивной и активной социализации человека как будущего «деятеля», профессионала,что должно учитываться преподавателем в содержании учебной де-ят-ти в вузе. Студен-кий возраст – это пора сложнейшего структурировании интеллекта. Идет постоянное чередование «пиков» и «оптимумов»,т е учебные задачи всегда направлены как на понимание ,осмысление так и на запоминание и структурир-ние в памяти усваемого материала ,его сохран-е и целенаправл-ную актуализацию. Идет постоянное запоминание и воспроизв-ние учебной инф-ции. Студент выступает в качестве субъекта учебной деят-ти ,кот. Опред-ся мотивами двух типов: мотив достижения и познават-ный мотив. В обуч-ии мотивация дос-тижения подчиняется познават-ной и професс-ной мотивации. Ус-военные в обуч-ии ЗУНы выступают уже не в кач-ве предмета учебной деят-ти, а в кач-ве средства деят-ти професс-ной. Студента как субъекта учебной деят-ти прежде всего необходимо обучить умению планировать, организовывать свою деят-ть, умению полноценно учиться, общаться. Отношение к студенту как к соц-но зрелой лич-ти, носителю научного мировоззрения предполагает, что мировоззрение –система взглядов человека не только на мир, но и на свое место в мире, т е разв-ие его рефлексии, осознание им себя субъектом деят-ти, носителем определ-ых обществ-ых ценностей, соц-но полезной лич-тью. Это обязыва-ет препод-ля думать об диалогичности обуч-ния, создании ус-ловий когда студент имеет возможность отстаивать свои взгляды, цели, жизненные позиции в процессе учебно-воспит-ной работы в учебном заведении.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по педагогической психологии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *