Осн-ые теорет-кие подходы к воспит-ю лич-ти

Натурализм. Соотношение чел-к – природа. Для поним-ия и объ-ясн-я любых пс-их явл-ий служит принцип наследств-ти. Станов-ление пс-ких ф-ций, способ-тей чел-ка, форм его повед-ия предо-предел-ся биогенет-кой прогр-мой. Теорет-кой схемой, описыв-щей процессы разв-ия, явл-ся отношение «организм – среда». Но-ситель этих процессов – ч-век как только природный индивид. Осн. закономерности приспособл-ия у чел-ка животного принцип-но не мен-ся. Разв-ие – спонтанный, естест-ноприр-ый процесс. Это прежде всего созревание и рост (взросл-е), происход-ее под воздейств-м 2 факторов: наследств-сти и среды. Отсюда вытекает теория свобод-го воспитания, кот. требует тонких технологий невмешат-тва в процессы пс-го созрев-я пед. средствами. (Фрейд, Торндайк).

Социоморфизм. Соотношение чел-к – общество. Здесь чел-к – социальный индивид. Его сущность в обществе. Индивид обре-тает чел-кую пс-ку, присваивая соц. опыт, опыт обществ-х отно-шений. Крайнее выраж-ие социоморфизма: Родивш-ся индивид – это чистая доска, на кот-й социум «пишет» нужные и полезные для общества пс-кие св-ва и способ-ти чел-ка. Более мягким ва-риантом явл-ся полож-ие о ведущей, глав. роли в становлении пс-ки индивида разн. видов предметной деят-ти, осваивая кот-е он стан-ся способен к нормал-му функцион-ию в социуме. Теорет-ая схема – «индивид – соц-ая структура». Смысл разв-я – соц-ция индивида, формир-ие внутр-го мира чел-ка по опред-ной, соц-но заданной норме, образцу или мерке. Общий способ разв-я – это соц-зация индивида, совершенств-ие его по соц-но заданной норме, присвоение соц. опыта происх-т в форме организ-го и управл-го учебно-воспит-го процесса. В педаг-ке – это формир-ие, в психологии– в облике интериоризации (усвоения) всех видов и способов деят-ти индивида. (Бихевиоризм, франц. соц-ая школа, неофрейдизм).

Культурализм. Соотношение ч-век – культура. Механизм преобраз-ния культуры в мир лич-ти и порождение в процессе разв-ия лич-ти мира (форм) культуры. Объяснит-ная схема – соотношение «лич-ть – канон». Разв-ие в культурализме – это многообразие форм знаково-символ-го опосредствования, «окультуривание натуры».Лич-ное содержание представляет собой в высшей степени сложную совокупность общественно-истор-ких норм и ценностей чел-го общежития, фиксир-ных в произвед-ях, традициях, ритуалах, обычаях. Наиболее послед-льно методология культурализма реализована в культурно-истор-кой теории Л.С. Выготского и частично в культ-ной антропологии (М. Мид, Д. Брунер) 31.Пс-кие условия эффективной организации уч-ой деят-ти шк-ков, их хар-тика.

Отмечаются след-е пс-кие условия эффект-ой уч-ой деят-ти: 1) она спец-но направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач; 2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваи-ваемыми до школы); 3) общие способы действия предваряют решение задач (И.И. Ильясов) (сравним с учением по типу проб и ошибок, когда нет предваряющего общего способа, программы действия, когда учение не есть деятельность). Добавим к этим трем еще 2 существенные хар-тики учебной деят-ти. Во-первых, отвечая познават-ной, ненасыщаемой потребности, 4) учебная деят-ть ведет к изменениям в самом субъекте, что, по определению Д.Б. Эльконина, являет ся основной ее хар-тикой. Во-вторых, чешский теоретик процесса и структуры учения И. Лингарт рассм-ет еще одну особенность учебной деят-ти как активной формы учения, а именно 5) изменения пс-ких св-тв и поведения обучающегося «в зависимости от рез-тов своих собственных действий». Таким образом, можно говорить о 5 условиях эффективной организации учебной деят-ти в сопоставлении с учением. Исходя из определ-я учебной деят-ти как деят-сти по овладению обобщенными способами действия, саморазв-ию обучающегося благодаря решению специально поставленных преподавателем учебных задач посредством учебных действий, рассм-м ее собственно деятельностные хар-тики. Прежде всего подчеркнем, вслед за Д.Б. Элькониным, ее обществ-й хар-р: по содержанию, так как она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных челов-вом; по смыслу, ибо она общественно значима и общественно оцениваема; по форме, поскольку она соотв-вует общественно выработ-ным нормам обуч-я и протекает в спец-ых обществ-ых учреждениях, например в школах, гимназиях, колледжах, инсти-тутах. Как любая другая, учебная деят-ть хар-зуется субъектностью, активностью, предметностью, целенаправлен-ностью, осознанностью имеет определ-ую структуру и содержа-ние. Формула эф-ти уч. деят-ти может быть записана: ЭУД=М+4П+С, где М-мотивация, все сов-ть убежд, ценностей, позн. интересы: прием инф-ции; (1)П- эффект-но принял инф-цию; (2)П- понять инф-цию; (3)П- помнить; (4)П- применять на практике; С- систематизация, т.е. сист-ть ту инф-цию, к-рую за-помнили. Самыми важными яв-ся(1)П, (4)П. Зел., голубой цвета успокаивают, холериков, снижают акт-ть сангвиников, противо-показан флегматикам (сон), меланхоликам (замкнутость, тре-вожность). Красный, алый возбуждать на все с-мы, может вы-звать агрессивность. Оптимальный вариант черн. доска или ко рич. и белый мел. Если инф-ция принимается с экрана ПК: крас-ный, зеленный, бел.чер., синий оранжевый, желтый, фиолетовый. Т.е. эти со четания делают контрасными восприятие информации. (3)П: что надо сделать чтобы успешнее запомнить; поработать с текстом, таблицы, листы опр-х сигналов (ЛОС), выделить сущ-ое, выборочно воспроиз-ти инф-цию своими словами. Распределить повторение матер-ла во времени. Не заниматься 2мя близкими по содержанию предметами (мат., физ.), (лит-ра, история). Чем больше межпред-х, внутрипредмет-ых связей, тем эфф-ие учебная деят-ть.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по педагогической психологии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *