Псих-кие механизмы успешного восприятия шк-ков в дет-их сообществах

Социализация человека происходит посредством механизмов социализации – способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизв-ва соц-ного опыта. Одним из первых был выделен механизм, кот-й, с известной долей условности, можно обозначить как единство подражания, имитации, идентификации. Сущность данного мех-зма заключ-ся в стремлении человека к воспроизв-ву восприним-го поведения др. людей. Очень многие соц-ные отношения могут быть представлены в модели «учитель – ученик». Имеются в виду не только отношения м/у взрослыми, кот-е воспроизводят опыт других, стремятся копировать некоторые модели поведения, отождествляют себя в той или иной мере с соц-ми ролями, перенимают взгляды других. Г.Тард считал отношения типовыми соц-ными отношениями, рассм-вая общество как продукт взаимодействия индивид-ных сознаний через передачу людьми друг другу и усвоение ими ценностей, установок, норм и т.д. Но, разумеется, ведущее знач-е данный мех-зм имеет в процессе взросления человека. Р-нок, подражая своим родителям, имитирует их слова, жесты, мимику, действия и поступки. Если мы посмотрим на дет-ую игру с точки зрения действия данного мех-зма, то увидим воспроизв-ие многих соц-ных отношений, о кот-х р-нок знает, особенно в сюжетно-ролевых играх. И здесь не имеет никакого значения то, какие именно соц-ные отношения (полож-ые или отриц-ые) воспрозвод-ся в игре. Это могут быть как формальные конвенциональные отношения, например игра в «школу», так и межличностные – игра в «дочки-матери». По тому, как р-нок имитирует данные отношения, мы с достоверной очевидностью можем судить о том, что он видел в школе или семье. Выделяют также мех-зм полоролевой идентификации (половой идентификации) или полоролевой типизации. Сущность данного мех-зма состоит в усвоении субъектом псих-ких черт, особенностей поведения, хар-ных для людей определ-го пола. В процессе первичной социал-ции индивид усваивает нормативные представления о соматических, псих-ких, поведенч-х св-вах, хар-ных для мужчин и женщин. Р-нок сначала осознает свою принадлежность к определенному полу, затем у него формируется соц-ный идеал полоролевого поведения, отвечающий его системе представл-ий о наиболее полож-ых чертах конкретных представителей данного пола (чаще всего матери и отца), и наконец, он стремится имитировать определ-ый тип полоролевого поведения, трансформируя первоначально «идеальную» модель в конкретную через включение собств-ых лич-ых особенностей. Если внушение ориентировано на подсознательный уровень пс-ких процессов человека, то убеждение связано с вполне осознанными процессами поним-ия и восприятия инф-ции. Убеждают при

помощи логики, доказательств, демонстрации значений обсу ждаемых явлений. В завис-сти от индивид-ных и лич-ых обязан-ностей человека убедительными могут быть спец-но подобранные факты или к-л аспекты явления, на кот-е реципиент ранее не об-ращал внимание. Убедительными могут быть красота, добро, справедливость и другие ценности, кот-е выступают как абсо-лютные и не могут быть сведены к чему-то более высокому. Но в большинстве случаев убеждение связано с логикой и доказа-тельствами. Чтобы убедить, необходимо раскрыть смысл явления в том аспекте, кот-й будет более всего значим для субъекта взаимодействия. Мы реагируем прежде всего на то, что имеет лич-ный смысл. Поэтому, подбирая объект-ые доводы для доказательства, нельзя не учитывать их субъективной стороны – того, насколько они будут значимы для данного субъекта. Вот по-чему, прежде чем убеждать человека в ч-л, необходимо иметь хотя бы общие представления об его установках, ценностях и взглядах Псих-кое заражение – это особый способ влияния, кот-й описывают обычно в связи с пс-ким состоянием больших соц-ных групп при панике. Речь идет о бессознательной невольной под-верженности индивидов определ-ым пс-ким состоянием в зави-симости от различных факторов. Но заражение может быть так-же рассмотрено и на уровне субъект-субъектного взаимодействия. Сущность психического заражения в том, что эмоц-ное состояние коммуникатора неосознанно воспринимается реципиентом настолько сильно, что его собственное пс-кое состояние становится тождественным пс-кому состоянию коммуникатора. Сущ-вуют люди, способные пс-ски заражать окружающих с большой легкостью. Вероятно, это связано с раз-личными индивид-ми и лич-ми особенностями. Несомненно, что такие субъекты достаточно высоко ценятся в определенных професс-ных кругах и видах деят-ти, ориентир-ных на восприятие людей: в среде артистов, уч-лей, телеведущих и т.д. Талант выдающегося артиста определ-ся не столько умением что-то выразительно изображать, сколько способностью влиять на изменение психического состояния большого кол-ва людей средствами псих-кого заражения.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по педагогической психологии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *