Псих-кие особенности нравств-го воспитания (нв) (по Кольбергу)

Нв, как формирование нравств-ых отношений – это система ценностей, приоритетов, а также поведения, основанного на реализации нравств-ых норм, являющаяся основой воспит-я. Псих-кая основа нв была основана амер. пс-гом Л. Кольбергом (1927-87гг.) в сер. XX столетия. Основываясь на теории Пиаже о том, что разв-ие р-ка проходит ряд стадий, К выделил след-е уровни нравств-го становления лич-ти: I – преднравственный (доморальный) – дети до 10 лет. Включает в себя 2 ступени: 1-ориентация на наказание – р-нок ведет себя по нормам, чтобы избежать наказания. 2-уровень гедонизма – ориентация на удовольствие, на похвалу. II – конвенциональны (условно-ролевой) – до 13 лет: 1-мораль «хорошего мальчика» — поддержание добрых отношений. 2-ориентация на установленный порядок, на авторитеты. III – постконвенциональный: 1-мораль, выражающая принципы законов, конституции и других обществ-ых договоров, т.е. мораль хорошего гражданина. 2-ориентация на принципы совести; справедливость – выше законов. Не более 10% взрос-го насел-я достигает высокого уровня нравственности. Для диагностики, а также для разв-я нравств-ых представлений К разработал систему спец-ных дилемм, т.е. заданий с различными вариантами выбора. Но основу практ-кой реализации теории К составляет создание справедливых сообществ. Справедливые сообщества – это альтернатива традиционной школы. Первое справедливое сообщество было создано в Бостоне в 1974 г. (опираясь на идеи Самерхила, созданного Александром Нейлем). Самерхил – местечко в Великобритании, где была создана школа на основе идей свободного воспит-я. Основное: необязательность посещения учебных занятий, дети могли посещать занятия, а могли заниматься в различных мастерских (фермы, теплицы и т.д.), могли играть. По пятницам проводились собрания – обсуждались проблемы, волнующие уч-лей. Журналисты пишут, что Самерхил – «детский рай», где все ориентировано на разв-е р-ка. Дети предоставлены сами себе, их свобода не ограничена. Для значительного кол-ва детей в Самерхиле теорет-кие знания оказались востребованными, дети по собственной инициативе включались в образов-ный процесс. Первое справедливое сообщество возникло внутри школы. Отбирались граждане, совершившие противоправные действия, дети с академической неуспеваемостью и т.д.. С этой группой и уч-лями К выработал общие нормы жизни. И первое, что предложили дети – не-обязательность посещения занятий. Но надо было создать мас-терские, студии, чтобы дети занимались там, а не просто бездельничали. По запросам граждан «справедливого со-общества» были введены дополнит-ные предметы. 90% граждан «справедливого сообщества» поступило в колледжи и универ-ы, а в традиционной школе – только 50%. Члены справедливого со-общества обсуждали возникающие и поставленные пред ними дилеммы; у них — высокий опыт решения проблем. Позже К провел сравнительный анализ разных вариантов школ: — тради-ционная школа; — обсуждение нравственных проблем на осно-вании дилемм; — «справедливое сообщество» без обсуждения нравственных проблем. В последнем случае показаны самые высокие рез-ты в нравств-ном разв-ии, а также в академ-кой успеваемости. Сущ-щие сегодня «справедливые сообщества» тесно связаны с социумом.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по педагогической психологии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *