Барьеры в педагогическом взаимодействии и общении

Одной из сложных, педагогически значимых проблем педагогиче-ской психологии являются затруднения, с которыми человек сталкивается в деятельности, общении. Проблема затруднений, или «барьеров» общения, изучается с середины нашего столетия (Д. Катц, Л. Ли, Г. Лассвелл, М. Андерсон, Е. С. Кузьмин, 13. Д. Парыгин, Б. Ф. Ломов, Я. Л. Коломинс-кий, Е. А. Климов и др.), В пед.деят-ти затруднения или трудности взаимодействия между учителем (преподавателем) и учениками (студентами) и внутри класса (группы) исследуются достаточно интенсивно с целью оп-ределить факторы, влияющие на затруднения, причины, их вызы-вающие, значение затруднений в деятельности и т. д. (Н. В. Кузь-мина, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова. А. Кан-Калик Е. В. Цуканова, В. В. Рыжов, Т1. А. Поварницына и др.). Затруднение в общении (в деятельности) — это субъективное переживаемое человеком состояние «своя» в реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнера общения, его действий, непонимания текста (сообщения), непонимания партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психического состояния и т. д. Затруднения выявляются в форме остановки, перерыва деятельности, самого общения, невозможности их продолжения (А. К. Маркова).Затруднение в педагогической деятельности может рассматриваться как фактор активации интеллектуальной деятельности человека, стимулирование нахождения новых средств и способов выхода из создавшейся «затрудняющей» ситуации. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии:этно-социокультурная область затруднений человека в общении(эта область затруднений связана с особенностями этнического сознания; ценностями, стереотипами, установками сознания человека в общности в кон кретных условиях ее социального и культурного развития,большую роль в этой области играют невербальные средства общения — мимика, жесты, позы, правильное «прочтение» которых — залог аде-кватного общения.),статусно-позиционноролевая область затруднений в общении(эта область затруднений в общении обусловливается целым рядом глубинных причин: семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения, образовательной системы, региона, города и т. д.),индивидуально-психологическая и возрас-тная,деятельностная, область межличностных отношений. Эти области, естественно, перекрываются, взаимодействуют между собой в единой целостной системе «человек», но в целях тео-ретического анализа их действие может быть автономизировано В настоящее время затруднения или «барь еры» классифицируются как смысловые, эмоциональныекогнитив-ные, тактические. В деятельностном подходе выделяются две группы затруднений общения (соотносимых с двумя основными сторонами общения): мотивационные и операционные, которые в свою очередь проявляются в когнитивной, аффективной и по-веденческой сферах (Л.А.Поварница).

Педагогическая деятельность как область затруднений Об-ласть затруднений в общении связанная с самой педагогической деятельностью педагога и учебной деятельностью обучающегося, соотносится с содержанием и характером этих деятельностей. В педагогической деятельности затруднения могут быть вызваны а) как самим предметным содержанием, т. е. уровнем и характером владения педагогом теми знаниями, орга-низация усвоения которых является основой его деятельности, так и б) профессионально-педагогическими умениями, дидактической компетентностью, т. е. средствами и способами педагогического воздействия на обучающихся. Соответственно основные направления педагогических затруднений соотносятся: 1) с самим развитием, содержанием и формами разовательного процесса; 2) с особенностями учителя (преподавателя) как субъекта деятельности обучения и воспитания и 3) с процессом общения.Первое направление педагогических затруднений в самой деятельности включает (по А. К. Марковой):— трудности в постановке и решении педагогических задач, выражающихся в недостаточно полном и точном планировании результата их действия, неучете прошлых ошибочных действий, недостаточной гибкости изменения и перестраивания задач по ходу урока, сужения их содержания за счет исключения воспитывающей и развивающей функции. Это приводит к формализации урока, снижению интереса учащихся;—трудности педагогического воз-действия на личность обучающегося, заключающиеся прежде всего в «неумении видеть ученика как целостную личность, находящуюся в процессе становления и развития »,. Это приводит к тому, что обучающийся личностно не включается в общение, к чувству неудовлетворенности, дис комфорту с обеих сторон;— трудности обучающей деятельности учителя определяются объективными сложностями сочетания продуктивных, творческих и репродуктивных форм работы в учебном процессе, организации активных форм работы, развивающих познавательную активность учащихся, неумением, а иногда и нежеланием учителя преодолеть, сложность этого сочетания.Второе направление педагогических затруднений соотносится с умением корректировать собственные действия: в соответствии с собственными субъективными особенностями как учителя (преподавателя). Эти затруднения вызваны недостатками са-моконтроля, самокоррекции (А. К. Маркова), «Третье направление затруднений связано с коммуникативным взаимодействием, с общением; учителя»‘ (преподавателя) и класса (аудитории).

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по педагогической психологии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *