Освоение пед. деятельности. Этапы проф. пути, их харак-теристики

Пед. деятельность — это воспитывающее и обучающее воздейст-вие учителя на ученика (учеников), направленное на его лично-стное, интеллектуальное и деятельностное развитие, высту-пающее как основа его саморазвития и самосовершенствования. Своим происхождением учительская профессия обязана обо-соблению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался спе-цифический тип деятельности, назначение которой — подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры. Е.А. Климовым была разрабо-тана схема характеристик профессий. Согласно этой схеме, объектом педагогической профессии является человек, а предметом — деятельность его развития, воспитания, обучения. Педагогическая деятельность относится к группе профессий » человек — человек». Эта деятельность возникла в истории цивилизации с появлением культуры, выступила в качестве решающей для общественного развития, начиная с первобытной общины, где дети учились в общении со старшими, подражая, перенимая, следуя им, что было определено Дж. Брунером как «обучение в контексте». Согласно Дж. Брунеру, человечество знает «только три основных способа обучения молодого по-коления: выработка составляющих компонент навыка в процессе игры у высших приматов, обучение в контексте у туземных наро-дов и отделенный от непосредственной практики абстрактный метод школы». Постепенно с развитием общества начали создаваться первые классы, школы, гимназии. Школа осталась социальным институтом, назначение которого — передача социо-культурного опыта посредством пед. деятельности учителей и педагогов. Формы передачи социокультурного опыта менялись в истории развития школы. Со времени Я.А. Коменского прочно утвердилось классно-урочное обучение, в котором диф-ференцировались такие его формы, как урок, лекция, семинар, зачет, практикумы. В последние десятилетия появились тре-нинги. Здесь для преподавателя одной из самых трудных форм его деятельности является лекция, тогда как для студента, ученика — семинарские занятия, зачеты. Пед. деятельность имеет те же хар-ки, что и любой другой вид человеческой деятельности. Это целеположенность, мотивированность, предметность. Этапы проф. пути, их характеристики. Специфической характеристикой педагогической деятельности, по Н.В. Кузьминой, является ее продуктивность. Различают пять уровней продуктивности педагогической деятель

ности: «Пед. деятельность и поведение учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потреб-ностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный». Рассматривая педагогическую деятельность, мы имеем в виду ее высокопродуктивный характер. Предметное содержание педагогической деятельности Предметом педагогической деятельности яв-ляется организация учебной деятельности обучающихся, на-правленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия развития. Средствами педагоги-ческой деятельности являются научные (теоретические и эмпирические) знания. В качестве «носителей» знаний высту-пают тексты учебников или их представления Вспомогатель-ными являются технические, компьютерные, графические и т.п. средства. Способами передачи социально-культурного опыта в педагогической деятельности являются объяснение, показ (иллюстрация), совместная работа с обучающимися по решению учебных задач, непосредственная практика обу-чающегося (лабораторная, полевая), тренинги. Продуктом педагогической деятельности является формируемый ин-дивидуальный опыт ученика. Продукт педагогической дея-тельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий. Результатом педагогической деятельности является личност-ное, интеллектуальное развитие обучающегося, совершенст-вование, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности. Результат диагностируется сопоставлением качеств ученика в начале обучения и по его завершении во всех планах развития человека.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по педагогической психологии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *