Диагностические умения учителя, их место в структуре педдеят-ти

Сегодня общепризнано, что диагностическая деятельность учителя «запускает» весь цикл педагогических действий, оп-ределяя направление и содержание управляющего воздейст-вия. Анализ различных подходов к классификации диагно-стических умений учителя позволил Т.Ю. Синченко выделить собственно диагностические умения (как специальные действия, приемы, основанные на знании диагностических методик и правильном их применении в соответствии с поставленной целью, а также действия, связанные с процедурой психологического обследования, обработкой и интерпретацией полученных данных); общепедагогические диагностические умения (умения, необходимые каждому учителю, независимо от его специализации); специальные диагностические умения (диагностические умения учителя конкретного учебного предмета). С помощью диагностических методик учитель получает данные о состоянии педаго-гического процесса, качестве обучения и/или воспитания, обу-ченности и воспитанности школьников, обрабатывает эти дан-ные, анализирует и оценивает их, корректирует и прогнозирует развитие педагогического процесса и учащихся. На теоретиче-ском и прикладном уровне диагностика решает следующие проблемы: что изучать, какими методами, как измерять состояние педагогического процесса и степень подготовки учащихся, как фиксировать и использовать результаты. В отличие от психологической диагностика, педагогическая является комплексной, интегративной, а психологическая исследует отдельные психологические процессы и функции. Пед. Диагностика естественно осуществляется в учебной, игровой, трудовой деятельности ребенка (ребенку не объявляют цель наблюдения).Если психолог на основании диагностики дает советы учителям, родителям, то учитель сам на основе диагностики изменяет образовательные процессы. Отличаются по методам: Констатирующая функция; Прогностирующая функция; Коррекционная функция. Педаго-гическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для оптимальной организации педагогического процесса. В процессе диагностирования и в связи с ним учитель имеет возможность оказывать, в частности, воспита-тельные воздействия на учеников. Дело в том, что многие дан-ные диагностики сообщаются ученикам и обсуждаются с ними, и на их анализе строится воспитательная работа. Специальными исследованиями показано, что психодиагностическая стратегия представляет собой не стандартный комплексный метод и не систему отдельных методов, а психодиагностическую программу деятельности учителя в соответствии с требованиями учебного плана для создания психологически обоснованных мер педагогического воз-действия на развитие учащегося. Содержание диагностики обучающе-гося можно свести к следующему: демографические данные об ученике и его семье, данные о здоровье и физическом развитии ребенка, познавательные способности (особенности внимания, памяти, воображения, мышления), эмоционально-волевая и потребностно-мотивационные сферы, направленность личности (интересы, отношения, ценности, Я — концепция), наконец, поведение, поступки учащегося. Но учитель должен осознанно определить, что он хочет узнать об ученике, как лучше спросить об этом. Методы диаг-ностики:

1) Включенное наблюдение и изредка дистанцированное наблюдение (отстраненное)

2) Анкетирование (1) открытое, т.е. свободная формулировка на по-ставленные вопросы (2) закрытое, т.е. выбор из вариантов; смешан-ное: 1+2

3) Педагогический консилиум (предложил Ю.К. Бабанский, т.е. сове-щание учителей, работающих в данном классе, школьного психоло-га, соц. работника, врача, с целью выявления какого-либо неблаго-получия и его устранения.

4) Метод обобщения независимых характеристик.

5) Тестирование (методика неоконченных предложений, простые тес-ты, часто используются короткие задания (предметные тесты), на которые учащиеся должны реагировать составлением ответа (что часто представляет собой заполнение пробелов), выбором правиль-ного ответа, объединением подходящих элементов, суждением о правильности предъявленных ответов)

6) Шкалирование – метод перевода качественной информации в коли-чественную. Сот-ся условная шкала, и каждому значению шкалы дается словесное описание.

7) Рейтинговые оценки (расставлять оценки по значимости)

8) Беседа, интервьюирование

9) Анализ продуктов деятельности (сочинение, д./р)

10) проективные методики

11) Контент-анализ (записывается весь урок на магнитофон, затем сравнивается).

В пед. диагностике выделяются следующие требования:

* она естественно включается в образовательный процесс; ребенок не чувствует себя объектом диагностики;

* целесообразно использовать различные методы взаимодополняющие и взаимо-корректирующие друг друга.

* Изучение ребенка осуществляется на протяжении всех лет обучения, т.к. все качества, характеристики чрезвычайно изменены.

Диагностика осуществляется с позиции пед. оптимизма. При опоре на сильные стороны и индивидуальности и личности ребенка. Диагностическая информации конфединцеальна, закрыта и может быть сообщена только с позиции блага ребенка. Результаты диагностики сравниваются только с исходным уровнем. Недопустимы сравнения детей между собой. По А.К. Марковой состояние обученности и обучаемости школьников может быть выявлено наиболее надежным образом в реальных условиях учебно-воспитательного процесса. Первый путь—это диагностически построенный устный опрос учеников, когда учитель не торопится выставить отметку за ответ ученика, а пытается дополнительными вопросами и заданиями прощупать причины неполного усвоения. Другой путь — специально подобранные письменные контрольные работы, в которых надо предусмотреть задания на все виды знаний, их уровни, качество, состояние учебной деятельности. Но разработка контрольных работ, фиксирующих изменения в психическом развитии учащихся, их обученности и обучаемости, — дело, требующее больших психологических знаний и опыта работы в школе. Таким образом, для учителя вполне доступны и информативны именно портативные модели психологических диагностических приемов, включенные в реальный ход учебно-воспитательного процесса. Состояние обученности может выявляться также с помощью тестов, где ответы ученика сравниваются с некоторыми нормами. Например, используются короткие задания (предметные тесты), на которые учащиеся должны реагировать составлением ответа (что часто представляет собой заполнение пробелов), выбором правильного ответа, бъединением подхо-дящих элементов, суждением о правильности предъявленных от-ветов (И. Унт). Обучаемость школьников лучше всего выявляется в индивидуальном формирующем эксперименте, например, в форме дополнительных индивидуальных занятий с дозированной помощью взрослого (общее подбадривание, наводящие вопросы о причинах затруднений, показ ученику начала действия, показ всего действия). Учитель предлагает учащимся задание, несколько превышающее их возможности, и, предъявляя последовательно систему подсказок, устанавливает уровень обучаемости школьников. Воспитанность школьников изучается в ходе длительного наблюдения за повторяющимися поступками учащихся на основе фиксации их в дневниках наблюдений, сопоставления мнений нескольких экспертов в педагогическом консилиуме. Реально воспитуемость выявляется постановкой учащихся в ситуации нравственного выбора, необходимости сопоставления школьниками нескольких мотивов и принятия решения. Кроме того, могут применяться опросники-задания, где учащиеся не столько решают проблемы, сколько сообщают нечто о себе, а также проективные методы, где даются малоструктурированные задачи и ученикам предлагается самостоятельно сформулировать решение или ответ. Результаты изучения учеников оформляются в дневниках, записях. Наряду с этим могут использоваться приемы экспресс-диагностики обученности и воспитанности школьников, облегчающие учителю сопоставление характеристик, поскольку предполагают применение готовых бланков, на которых педагог может быстро сделать свои пометки на основе предыдущих наблюдений.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по педагогической психологии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *