Пед. способности (спос-ти): определение, структура, формирование

Для того чтобы успешно справляться со своей работой. Педагог должен иметь незаурядные общие и специальные спос-ти. В число общих спос-тей входят те которые определяют высокие рез-ты в любой человеческой деят-и. А к специальным относятсятся те от которых зависит успех именно педагогической. дея-сти. обучения и воспитания детей. Специальные спос-ти расс-им подробнее.К ним можно отнести: Спос-ть видеть и чувствовать, понимает ли учащийся изучаемый предмет , устанавливать степень и хар-р такого понимания, Спос-ть сам-но подбирать учебный материал, определять опти-мальные сред-ва и эффективные методы обучения, Спос-ть по разному излагать , доступным образом объяснять один и тот же учебный материал с тем ,чтобы обеспечить его понимание и усвоение всеми учащимися, Спос-ть строить обучение с учетом индиви-сти учащихся, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими ЗУНов. Спос-ть за сравнительно короткий срок добиваться усвоения значительного объема информации, ускоренного интеллектуального и нравственного развития всех учащихся, Спос-ть правильно строить урок ,совершенствуя свое преподавательское мастерство от занятия к занятию, Спосо-ть передавать свой опыт другим учителям и в свою очередь на их примерах. Спос-ть к самообучению, включая поиск и творческую переработку полезной для обучения информации,а также ее непосредственное использование в пед.дея-ти, Спос-ть фор-мировать у учащихся нужную мотивацию и структуру учебной дея-ти учения. Все эти специальные спос-ти касаются трех взаимосвязанных сторон Дея-ти по в приобретению ЗУНов обучения, учения, и научения. Как и всякие другие спос-ти ,пед-ие спос-ти воспитываются., и их вполне сознательно можно формировать у детей. В силу неоднозначности ответа на вопрос об истоках пед-их спос-ей работа над ними на практике должна вестись в двух взаимосвязанных направлениях. С одной стороны , необходимо заниматься ранней диагностикой у детей пед-ких спос-ей и использовать их наличие в профконсультационной и профориентационной работе, ориентируя тех,у кого они проявляются особенно ярко, на выбор пед-кой профессии. С другой стороны ,нужно воспитывать эти спос-ти, формировать и развивать их. Особый класс специальных пед-их спос-ей составляют спос-ти к воспитанию детей. Можно выделить следующие: 1.Спос-ть правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему (спос-ть к эмпатии). 2Спос-ть быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках. 3Спос-ть вызывать у ребенка благородные чувства, желание и

стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей. 4Спос-сть приспосабливать вос

питательные воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка. 5Спос-ть вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершен-ствованию. 6.Спос-ть находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания. 7.Спос-ть вызывать к себе уважение со стороны воспитываемого, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей. О процессе формирования и развития спос-ей педагога как воспитателя можно сказать то же самое, что утверждалось выше о спос-ях учителя, за исключением, пожалуй, одного, быть хорошим вос-питателем сложнее, чем быть хорошим учителем. Это связано с тем, что среди характерных для воспитателя спос-ей больше та-ких, которые даны человеку от природы, чем среди спос-ей, свойственных учителю. Среди специальных пед-их спос-ей есть и спос-ть особого рода, которую нельзя однозначно отнести ни к Дея-ти учителя, ни к работе воспитателя, так как она одинаково необходима им обоим. Это спос-ть к пед-ому общению. В. А. Канн – Калик, ученый психолог, который много занимался иссле-дованием этой спос-ти, писал, что пед-кий труд насчитывает в своей структуре более 200 компонентов. Прежде всего, заметим, что коммуникативные спос-ти, проявляются в пед-ом общении, — это спос-ти к общению специфическим образом выступают в сфе-ре пед-кого взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей. Из этого можно сделать, по меньшей мере, два полезных ввода: 1.Разговор о спос-ях к пед-ому общению не может вестись независимо от осуждения общих коммуникативных спос-тей, проявляемых во всех сферах чел-кого общения. 2.Когда речь идет о спос-ях к пед-ому общению, то ограничиваться разговорами об общих коммуникативных спос-ях нельзя. Во – первых, далеко не все коммуникативные спос-ти чел-ка проявляют себя одинаковым образом и в одинаковой мере необходимы педагогу, Во – вторых, есть ряд специальных коммуникативных умений и навыков, которыми должен владеть педагог и которые не являются необходимыми для людей других профессий. Рассмотрим каждую из групп коммуникативных спос-тей более детально и одновременно наметим те проблемы, которые могут возникнуть в процессе общения из-за недостаточного развития этих спос-ей. Познание чел-ка чел-ком включает общую оценку чел-ка как личности, которая обычно складывается на основе первого впечатления о нем; оценку от-дельных черт его личности, мотивов и намерений; оценку связи внешне наблюдаемого поведение с внутренним миром чел-ка; умение ’читать’ позы, жесты, мимику, пантомимику. Познание чел-ом самого себя предполагает оценку своих знаний; оценку своих спос-ей; оценку своего характера и других черт личности; оценку того, как чел-к воспринимается со стороны и выглядит в глазах его окружающих людей. Умение правильно оценить ситуа-цию общения – это спос-сть наблюдать за обстановкой, выбирать наи-более информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологиче-ский смысл возникший ситуации. Интересны в пед. плане, но не менее изучены и порождают больше разнообразных проблем на практике так называемые невербальные формы пед. общения. Связные с тем коммуникативные спос-ти включают: умение всту-пать в кантат с незнакомыми людьми; умение предупреждать воз-никновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения; умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим чел-м; умение вести себя так что-бы дать возможность другому чел-ку проявить свои интересы и чувства; умение извлекать из общения максимум пользы для себя. Спос-ти, проявляемые в действиях чел-ка по отношению к самому себе, содержит умение управлять теми аспектами собственного поведения, кот-е важны для установления норм-ых взаимоотношений с окружающими людьми. Особой сферой проявл-я спос-ти к пед. общению явл-ся применение педагогом поощрений и наказаний. Они стимул-ют успехи учеловека, особенно тогда, когда поощрения и наказания заслужены и справедливы. Эффект-е поощрение: — осущ-ся системат-ки — сопровождается объяснением уч-ля того, что именно в действиях учеловека заслу-живает поощрения. — соотносится с достижением учеником определенных результатов и т.д. Неэффективное поощрение: — Осуществляется время от времени. -Делается в общем, без спе-циальных разъяснений. — Отмечается лишь общее участие ученика в работе и т. д. Учитель может положительно влиять на многие стороны поведения детей, если станет поощрять их за хорошие поступки и не будет наказывать и обращать слишком пристальное взимание на допущенные ими ошибки.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по педагогической психологии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *