Психологические основы педагогического такта

Педагогический такт — это поведение учителя, строящееся на основе адекватно воспринимаемых им социальных ожиданий по отношению к нему как наставнику молодежи. Это проявляется в наличии у педагога чувства меры и умения поддерживать правильные отношения с учениками, их родителями и коллегами. Психологическими основами педагогического такта можно считать совокупность сте-реотипов (устойчивых представлений), социальных уста-новок (внутреннего состояния готовности определенным об-разом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к чему-либо или кому-либо) и личностных черт, которые опре-деляют поведение учителя в сфере общения с людьми. Одна-ко эти компоненты не есть нечто данное или неизменное. Они складываются в процессе всей жизни и деятельности учителя и, как правило, не имеют завершенного вида, т. е. учитель в определенной мере сам властен менять те или иные элементы, стремясь овладеть педагогическим тактом в наибольшей мере, стремясь оптимизировать взаимоотношения с учащимися. Рассмотрим некоторые социальные установки, которые определяют содержание и формы проявления педагогического такта у учителя. Учитель и учащиеся объективно являются представителями разных поколений. Каждое новое поколение входит в жизнь в относительно иных условиях по сравнению с предыдущими. Меняются от поколения к поколению и сами учащиеся. Вследствие этого каждое новое поколение осваивает наследие отцов не пассивно, а активно, деятельно. Освоение идет как бы в постоянном диалоге со старшими поколениями. Учителю очень важно понимать, что его отношения с учащимися должны быть именно диалогом. К сожалению, ученики иной раз слушают педагога, но не слышат или не слушаются его. Учителю необходимо уметь в диалогическом общении с учени-ками утверждать непреходящую ценность идейного наследия прошлого. Диалог эффективен в случае, если у учителя есть установка на достижение доверительности отношений с учащимися. Реализация подобной установки в практике воспи-тания — дело сложное, но вполне достижимое. Безусловно, взрослому крайне трудно органически влиться в детскую среду. Но приблизиться к ней, и довольно значительно, он может при условии, когда у педагога устанавливаются с ребятами отношения взаимного доверия и дружбы. В результате появляется возможность для духовного общения с ними. Это возможно постольку, поскольку у ребят есть настоятельная потребность во взрослом друге и общении с ним. Естественно, что атмосфера доверия может сложиться у педагога в его взаимоотношениях со школьниками только тогда, когда у него вполне определенная и четкая позиция. Речь идет не о внешней позиции,а о внутренней позиции педагога в детском коллективе. Она состоит в том, что учителю удается в определенной степени войти в систему отношений ребят на основе уже упоминавшейся потребности последних в общении со взрослыми. В таком случае он получает воз-можность изучать скрытые от внешнего наблюдателя процессы, происходящие в детской среде. Он может в какой-то степени привлечь самих ребят к решению стоящих перед ним задач. Это проявляется в том, что в беседах педагог анализирует вместе с ними различные события их жизни, выясняет» их точки зрения на происходящее, их оценки окружающих. К учителю, с которым установились доверительные отношения, ребята приходят посоветоваться в тяжелые минуты жизни, делятся с ним своими радостями. Наконец, доверительные отношения позволяют педагогу видеть ребят в самых различных ситуациях, недоступных в ином случае. Так, очень важно общаться с ребятами в ситуациях, где их поведением управляют иные стереотипы, чем в условиях школы. При этом необходимо, чтобы пе-дагог, попадая в какую-либо неофициальную ситуацию общения со школьниками, каждый раз определял собственную линию поведения в том или ином случае. Важна установка учителя на постоянное изу-чение и адекватное восприятие учеников: их характеров, отношений со сверстниками и взрослыми, отношений к различным событиям, про-блемам. Чем лучше учитель узнает ребят, тем больше у него воз-можностей быть тактичным в отношениях с ними. Но, стремясь лучше и больше знать своих питомцев, учитель должен уметь в соответ-ствующий момент и не расслышать того, что не предназначалось для его ушей: либо потому, что расслышать было бы нетактично, либо потому, что расслышать значило бы немедленно реагировать, а как, иной раз не ясно. Учителю нужно стараться не превратить общение с учениками в серию окриков и мелких придирок. Наконец, иногда бывает полезным «не понять» чего-либо. Все это предотвратит многие мелкие конфликты с учащимися и поможет ему с должным тактом вмешиваться в конфликты между учениками. Наличие этих установок у учителя — предпосылка и условие соблюдения им педагогического такта. Рассмотрим некоторые стереотипы, проявляющиеся в сфере отношений учителя с учащимися. Стереотипы могут играть положительную роль в педагогической деятельности вообще и в сфере взаимоотношений с учащимися в частности — они экономят мышление, эмоции. Поэтому очень важно, чтобы у учителя имелась определенная система соответствующих стереотипов, благодаря которой он мог бы почти автоматически реагировать во многих случаях. Речь идет в первую очередь о таких выработанных у него стереотипах, как неукоснительная вежливость с учениками, сочетание высшей меры принципиального подхода к личности ученика с уверенностью в том, что ни один из его питомцев не может быть плохим, безнадежным.Стереотипы могут играть, и отрицат. роль. Наиболее часто встречается у

учителей стереотип, кот. мешает им наладить взаимоотношения с учащимися, — убежденность в том, что с учащимися надо вести себя неким специальным образом, не так, как с коллегами или другими людьми. Например, вместо того чтобы рассмеяться, когда на уроке создалась смешная ситуация, и тем исчерпать ее, иной учитель реагирует «по-учительски» серьезно и строго и таким образом лишь усложняет положение. Или вместо того, чтобы признать нетактичность коллеги, учитель начинает защищать «честь мундира». Мешает учителю и стереотипное отношение к отдельным ученикам. Сложившаяся у учителя оценка (положит. или отрицат.) того или иного ребенка может «затвердеть» и определять все поступки учителя. по отношению к этому ученику. Учитель уже не в состоянии увидеть, как его ученик под влиянием окружающей действительности меняется в ту или иную сторону. И вследствие этого педагог не в состоянии предвидеть те действия и поступки школьника, которые не укладываются в сложившуюся оценку и в отношение к ученику. Может мешать учителю и стереотипное представление о возрастных особенностях детей. Считая, что в определенном возрасте ученик должен быть только таким-то и вести себя только так-то, учитель иногда многие индивидуальные особенности учеников считает отклонением от нормы и стремится привести их к таковой. Естественно, это неправильно и вредно, ибо с каждым новым поколением увеличивается разнообразие личностей, непохожесть учеников др. на др., уникальная неповторимость каждого из них. Встречается и др. стереотип, когда учитель, игнорируя возрастные особенности, фактически стремится к тому, чтобы его ученик вел себя по-взрослому, забывая, что какие-то отрицат., с его т.зр., моменты в поведении ребенка совершенно естественны для этого возраста. И очень многие из этих проявлений позже исчезнут сами собой, без учительского вмешательства. Задача учителя в условиях быстро изменяющихся педагогических ситуаций — уметь быстро ориентироваться, верно оценивать сложившуюся обстановку и принимать правильное решение, имеющее необходимое воспитательное значение. Это возможно, если учитель не только умеет правильно воспринимать и оценивать поступки детей, глубоко видеть породившие их причины, но и развивает в себе такие черты характера, как выдержка, самообладание, терпимость, чуткость. Это непременное условие соблюдения пед. такта.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по педагогической психологии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *