Творческие характеристики педагогической деятельности. Педагогическое мастерство

Творчески работающий педагог постоянно анализирует свой труд и оценивает его результаты. Обнаружив, что результат не соответствует намеченной цели, он ищет причины расхождения, и в своей дальнейшей деятельности пробует по-другому решить поставленные задачи, ищет, изобретает новые подходы, приемы, дидактические средства, использует на практике их эффективность. Любой учитель, должен развивать в себе творческие возможности. Педагогическая деятельность – это творчество, следовательно, учитель – творческая профессия. И только творческая личность может воспитать творца. Творческая педагогическая деятельность – своего рода искусство. А где искусству не помогает наука, там и искусства нет, а есть лишь ремесло. Учитель – ремесленник, специалист, владеющий набором стандартных приёмов. Однако в этом случае недостаточное внимание уделялось изучению теории, используются технические приёмы образования в ущерб содержанию. Конечно, владение конкретными приёмами совершенно необходимы, но они должны сочетаться с логикой и технологией педагогического творчества, и тогда рождается искусство. Творчество возможно и при планировании урока, и при написании учебника, и в размышлении, и в действии. Но самое сложное в творчестве педагога – это живое взаимодействие с детьми в процессе общения. Если деятельность учителя приобретает творческие характер, то повседневный труд не станет для него тяжёлой обузой и будет служить источником радости и вдохновения. Нет единого определения понятия педагогическое мастерство. Например, М.И.Дьяченко и Л.А.Кандыбович пишут: «Педагогическое мастерство – это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя. Внешне оно проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном достижении способов и целей учебно-воспитальной работы. С внутренней стороны педагогическое мастерство – это функционирующая система знаний, навыков, умений, психологических процессов, свойств личности, обеспечивающая выполнение педагогических задач». Из «Педагогическая энциклопедия»: это высокое и положительно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу работающему по призванию и любящему детей. Наблюдая уроки мастеров, можно убедиться, что им свойственна готовность выслушать ученика, понять его, помочь своему питомцу. Готовность и умение передать свой опыт школьникам — важнейшая черта мастера. Основой такого общения выступает хорошее знание возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и своих собственных, понимание психологии обучения и воспитания школьников. Учитель-мастер всегда предстает перед учениками как человек со своим внутренним миром,

собственными взглядами и убеждениями. Общаясь с учащимися, педагог-мастер не только не боится раскрыть перед детьми свои оценки, вкусы, пристрастия, но, напротив, использует в этих целях каждый удобный момент. Более того, он стремится организовать ситуации общения таким образом, чтобы ближе узнать внутренний мир детей. Познакомить их с собой, подобрать «ключ без права передачи».

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по педагогической психологии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *