24. Возрастные и индивидуальные возможности (способности) учащихся и их влияние на образованность (освоенность содержания образования)

Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей. Возр особ наз-ся характерные для определ периода жизни анатомо-физиолог и психические качества. Психологическая периодизация: 1)пренатальный период 2)период новорожденности9до 6 недель жизни) 3)грудной(до 1 года) 4)ползунковый возраст(1-3года) 5)дошкольный(3-6) 7)школьный(6-11) 7)пубертатный(11-15) 8)Юношеский(15-20). Педагогическая периодизация: 1)младенчество91 год) 2)преддошкольный(1-3) 3)дошкольный(3-6) младший дошкольный(3-4), средний дошк(4-5), старший дошк(5-6) 4)младший школьный(6-10) 5)средний школьный(10-15) 6)старший школьный(15-18). Коменский был первым, кто настаивал на строгом учёте в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно кот обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Акселерация – это ускоренное физич и отчасти психич развитие в детском и подростковом возрасте. Возникает напряжение, приводящее к значит психолог перегрузкам, подросток ищет пути его устранения и выбирает такие, которые подсказывает его неокрепший ум. Проблемы: мебель, нравственные последствия(контакты половые). Причины аксел: темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, повышение качества питания и мед обслуживание, радиоактивное загрязнение среды. Учёт возрастных особенностей – один из основополагающих пед принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объёмы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возр особен обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обуславливают выбор форм и методов учебно-воспитаельной деят-ти. Индивидуальные особ-ти. Особенное в человеке наз индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным-индивидуальностью. К индив особ относ-ся своеобразие ощущений, мышления, памяти, хар-ра личности. Индивид подход как важный принцип пед-ки заключ-ся в управлении развитием человека, основанном на знании черт его личности и условий жизни.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры. Быстро развивается психика ребенка. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего с мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности. Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Возраст от 11—12 до 15 лет — переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (5— 9-й классы), характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. В этом возрасте происходят бурный рост и развитие всего организма. Наблюдается усиленный рост тела в длину Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочек оно начинается с 11 лет, у мальчиков несколько позже, с 12—13 лет. Неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом — характерная особенность учеников среднего школьного возраста. Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста — его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении. Но легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания. В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. В старшем школьном возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, ребята выдерживают большие двигательные нагрузки. Юношеский возраст — это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность — время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний. У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях — одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание — произвольностью и устойчивостью, память — логическим характером. Мышление отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, постепенно приобретает теоретическую и критическую направленность.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по педагогике №1
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *