25. Современные отечественные дидактические системы, их сравнительная характеристика

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ

Важнейшие дидактические реформы процесса обучения обусловлены уровнем и характером общественного развития. Коренные преобразования в процессе эволюции общества всегда ставили новые цели (в плане увеличения объема передаваемого опыта) перед теми, кто занимался процессом передачи накопленного опыта, что, в свою очередь, вело к возникновению новых средств обучения. Самые существенные преобразования процесса обучения происходили с возникновением именно новых источников информации, с появлением которых возникали и новые технологии (обучающие системы) осуществления обучения.

Технология — это дословно умение изменять состояние какого-то явления или объекта, его свойств или формы. В процессе передачи накопленного опыта подрастающим поколениям и осуществляется изменение состояния учащихся, изменение их интеллектуальных и физических свойств.

Общеизвестно, что процесс обучения представляет собой два взаимосвязанных вида деятельности: преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность учащихся). Эффективность процесса обучения во многом зависит прежде всего от искусства, мастерства и умения воздействовать на процесс учения. В этом и заключается сущность технологии процесса обучения.

С целью более четкого представления технологии обучения в современной школе, рассмотрим логику эволюции этого процесса.

Этот процесс на первых стадиях своего возникновения носил характер подражательной деятельности. Накапливаемый опыт передавался обществом и воспринимался подрастающим поколением в процессе непосредственной практической деятельности. Дети непосредственно включались в различные виды жизнедеятельности семьи и общества. Такая технология передачи опыта существовала довольно длительное время на ранних стадиях истории человечества и способствовала его определенному развитию.

Непосредственная практическая деятельность подрастающих поколений, в результате которой у них вырабатываются соответствующие умения и навыки и сегодня является одним из важнейших средств обучения. Не случайно базисный учебный план начальной школы временного Государственного образовательного стандарта (одобрен решением Коллегии Министерства образования Российской Федерации от 24.03.93 г.) ориентирован прежде всего на вооружение учащихся «основными умениями и навыками общения и учебного труда». Таким образом, первоначальная ступень образования должна готовить учащихся ко всем важнейшим видам практической деятельности независимо от будущей профессии. Поэтому процесс обучения как таковой и сегодня начинается прежде всего с формирования умений и навыков общения, счета, чтения, письма и т. п.

На определенном этапе эволюции общества, оно уже не могло ограничиваться только включением подрастающих поколений в подражательную деятельность с целью выработки у них практических умений и навыков. Совершенствовалось новое средство передачи накопленного опыта, новое средство обучения -слово. Поэтому на определенном этапе развития общества возникла новая обучающая система — догматическое обучение. Суть его заключалась в механическом запоминании передаваемой информации и механическом же ее воспроизведении. Основой процесса обучения стал схоластический способ познания, поскольку для многих явлений в окружающем мире еще не было объяснений. Такая технология долгое время удовлетворяла общество. С возникновением догматического обучения ведущую роль стало играть и слово как важнейшее средство передачи информации, передачи накопленного опыта. Наряду с индивидуальными формами обучения стали возникать и развиваться групповые.

С внедрением машинной техники, с накоплением все большего объема знаний в недрах догматического обучения стали появляться элементы более прогрессивного и более эффективного способа передачи опыта подрастающим поколениям. Наряду со словом и практическими упражнениями стали более эффективно использоваться различные средства доказательности — наглядные, а в последствии и технические средства обучения. Педагоги стали стремиться к тому, чтобы учащиеся не механически, а осознанно усваивали и воспроизводили информацию.

Так в недрах догматического обучения возникла новая обучающая система, новая технология — объяснительно-иллюстративное обучение. Особенности такой технологии были обобщены Я.А. Коменским в «Великой дидактике» еще в 1632 г. Объяснительно-иллюстративный характер обучения долгое время оставался ведущим, не отрицая элементов догматического обучения.

Техника и технология общественного производства совершенствовалась сравнительно медленно, и человеку хватало полученных знаний на весь период его активной трудовой деятельности. Поэтому репродуктивный характер объяснительно-иллюстративного обучения в основном ориентировался на зону актуального развития (когда учащиеся самостоятельно выполняют задания только на уровне того учебного материала, которым они уже овладели) и не гарантировал развития творческих способностей, хотя и не отрицал такой возможности у отдельных учащихся.

При ускорившемся внедрении новой техники и технологии в общественное производство знаний, получаемых подрастающими поколениями в процессе объяснительно-иллюстративного обучения, уже не всегда хватало на весь период активной трудовой деятельности. Все большее количество людей, совершенствуя свою трудовую деятельность, вынуждено было прибегать к самостоятельному добыванию новых знаний. Более активно стала осуществляться передача самих способов добывания новых знаний об окружающей действительности. Таким образом, на определенном этапе стала эффективно развиваться и внедряться в процесс обучения специально организованная творческая, поисково-познавательная деятельность учащихся. Так в недрах объяснительно-иллюстративного обучения зародилась новая технология — проблемное обучение, суть которого заключалась в организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Проблемное обучение — это не метод, как его часто понимают, а своеобразная обучающая система. Однако она может быть реализована только в разумном соотношении с объяснительно-иллюстративным обучением, готовящим к поисковой творческой деятельности.

Проблемное обучение — это систематическое включение учащихся в процесс решения творческих задач практического и познавательного характера при изучении узловых положений учебной дисциплины.

Особенностью проблемного обучения, в отличие от традиционного — объяснительно-иллюстративного, является то, что учащимся не сообщаются знания в готовом виде. Знания приобретаются ими в процессе разрешения проблемных ситуаций.

Ценность знаний такого рода заключается в том, что у учащихся формируются навыки самостоятельного мышления и более эффективно формируются убеждения. Осуществление «открытий» воздействует на чувства учащихся, что вызывает положительные эмоции.

При всех достоинствах проблемного обучения оно не является универсальным и потому не следует его противопоставлять традиционному репродуктивному обучению — речь должна идти о гармоническом их сочетании.

Проблемная ситуация — это начальный момент мыслительного процесса обучающихся, когда у них появляется потребность что-то понять, осмыслить. Это осознанное обучающимися затруднение, пути преодоления которого им неизвестны и необходимо самостоятельно их найти. Но проблемная ситуация возникает только тогда, когда у учащихся есть желание выйти из затруднения, нет желания — нет и проблемной ситуации, нет проблемного обучения.

Проблемным заданием (познавательной, поисковой задачей) называется такое, способ выполнения и результат которого учащимся заранее неизвестен, но уровень их подготовки позволяет самостоятельно найти способ выполнения этого задания и получить ответ.

Если способ решения задачи ученику заранее известен (по образцу) или дан ему в готовом виде, такая задача не является проблемной. Возьмем два примера:

47 — 13 = 34

43 — 17 = ?

При обучении детей счету вначале их учат вычитать из единиц единицы, а из десятков десятки (первый пример), а потом детям предлагается совершенно новое задание, где подобная манипуляция с единицами и десятками не походит (второй пример) и необходимо самостоятельно найти способ решения — и это уже проблема.

Или такой пример. Когда детям еще не известна теорема Пифагора, а им необходимо найти площадь прямоугольного треугольника. Дети уже знают, как подсчитывается площадь прямоугольника и вполне могут сообразить, что треугольник прямоугольный, а это — половина прямоугольника.

С целью систематического формирования и развития навыков самостоятельной познавательной деятельности в 50-е гг. в нашей отечественной дидактике стало внедряться программированное обучение.

По форме программированное обучение представляет собой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом.

Самая типичная форма такого обучения состоит в том, например, когда дается пять ответов на вопрос, из которых надо выбрать один правильный.

Программированное обучение делится на два вида: линейное и разветвленное. Линейное — это такое программированное обучение, когда при неправильном выполнении задания (неправильно выбранные ответы), ученик должен повторить весь соответствующий материал и выполнить вновь это задание или подобное ему.

При разветвленном (если задание не выполнено) ученику указывают на его ошибки и дают задание повторить именно те страницы и параграфы, которые приведут его к правильному ответу.

Преимущество программированного обучения состоит в наличии постоянной обратной связи. Программированное обучение также предполагает использование новых средств обучения: соответствующих учебных пособий, контролирующих и обучающих устройств, компьютеров и т. д. Его нельзя рассматривать только как метод, это сужает его функции, это — своеобразная обучающая система.

Главной особенностью программированного обучения является то, что ученик не может при изучении учебного материала сделать следующего шага, если он не усвоил предыдущего материала. Хорошо организованная индивидуальная работа с отдельным учащимся тоже может рассматриваться как обучение с элементами программирования, так как при этом программируется весь путь познавательной деятельности учащегося, когда на каждом шагу обучения обучающий располагает средствами постоянного контроля за знаниями и развитием учащегося.

Такое обучение гарантирует надежность в усвоении материала, но оно требует большой работы специалистов высокого уровня.

С целью повышения результативности передачи опыта подрастающим поколениям, в процессе его эволюции постоянно совершенствовались и средства обратной связи. Существенными этапом в этом стало возникновение кибернетики, новых средств организации обратной связи (от простейших обучающих и контролирующих уровень усвоения знаний технических устройств в конце 50-х гг. до современных компьютеров).

В современной практике такие технологии обучения, как проблемное и программированное, порой рассматриваются довольно узко, многие практические работники системы образования рассматривают их не как технологии, а лишь как методы обучения.

Эволюция процесса обучения требовала не только эффективного управления познавательной деятельностью учащихся, но и формирования потребности у подрастающих поколений в самостоятельном приобретении новых знаний. Не случайно в начале 60-х гг. на уровне ЮНЕСКО обсуждалась проблема перманентного (постоянного) обучения людей, что привело впоследствии к возникновению различных обучающих систем повышения квалификации и переквалификации специалистов.

Проблемное обучение предполагает наличие системы готовых знаний, умений и навыков, усвоенных в результате объяснительно-иллюстративного обучения. Поэтому оно и не может стать универсальным видом обучения. Но это нисколько не умаляет его важного педагогического значения: современную систему обучения нельзя считать полноценной, если в ней отсутствует в качестве составной части проблемное обучение. Не правы те педагоги, которые постоянно используя вопросно-ответную форму на занятиях, считают что это уже проблемное обучение.

Проблемное обучение — это систематическое включение учащихся в познавательный процесс.

Все выше названные технологии обучения, возникая на различных этапах эволюции, не отвергали предыдущих систем. Они и сегодня все вместе и в определенной взаимосвязи присутствуют в процессе обучения. Но где, когда и какой учебный материал должен усваиваться подрастающим поколением с помощью элементов той или другой технологии обучения, всегда определяется самим педагогом в зависимости от его профессиональных и творческих способностей.

В конце 50-х начале 60-х гг. стал широко распространяться так называемый липецкий опыт, потом появились московский, казанский, ростовский. По многим учебным предметам были созданы методические пособия для учителей, так называемые «разработки уроков», целью которых являлось вооружить учителя технологией обучения для каждого конкретного урока.

В начале 70-х гг. стали осуществляться попытки уже теоретического осмысления наиболее эффективного соотношения элементов разных классических технологий обучения. На основе исследования научной организации педагогического труда (И.П. Раченко) возникла теория оптимизации процесса обучения (Ю.К. Бабанский). Суть последней заключалась в том, чтобы на научной основе вооружить педагогов приемами нахождения оптимального соотношения элементов всех выше названных технологий. Однако при всей актуальности данной проблемы сочетание элементов разнообразных технологий в современном процессе обучения, как и прежде, определяется уровнем подготовки и индивидуальными способностями практических работников.

Благодаря поискам новых технологий обучения в последние годы появилось так называемое модульное обучение, ориентированное на результат в развитии самостоятельной познавательной деятельности учащихся. «Именно модульное обучение интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике» (Шамова Т.И. Модульное обучение: теоретические вопросы, опыт, перспективы. — М., 1994). Оно как бы объединяет важнейшие характерные особенности всех предыдущих классических обучающих систем.

Если мы в основном лишь декларировали принцип индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективной работы, то модульное обучение позволяет реализовать данный принцип на практике. Он основан на достижении конкретных результатов каждым учеником, усвоившим способы овладения учебным материалом, способы самоконтроля.

Следует отметить, что поиски новых технологий обучения — это объективное явление в эволюции способов передачи накопленного опыта. Если классические технологии ориентировались прежде всего на усвоение определенного содержания (догматическое обучение), на его уровень (объяснительно-иллюстративное обучение), а затем на характер усвоения (проблемное и программированное обучение), то сегодня новые технологии ориентируются на развитие самой познавательной деятельности учащихся.

Таким образом, проследив эволюцию процесса обучения, можно отметить, что радикальные дидактические реформы осуществляются только с появлением новых средств обучения или при их существенном преобразовании.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по педагогике №1
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *