35. Формирование научного мировоззрения у школьников в целостном учебно-воспитательном процессе

Понятие «мировоззрение» можно определить следующим образом — это система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности. Как правило, выделяют следующие основные типы мировоззрений: философское, научное, обыденное, религиозное, мифологическое [1].

Из приведенных типов мировоззрения нас интересует научное мировоззрение, а также роль физики, естествознания в целом, при его формировании. Структуру научного мировоззрения составляют теоретическая система обобщенных знаний о мире и месте в нем человека, взгляды и убеждения человека. Взгляды и убеждения — это принятые человеком представления о мире, как достоверные и эмоционально переживаемые.

С мировоззрением тесно связаны следующие понятия: общая картина мира, мироощущение, мировосприятие, миросозерцание, миропонимание.

Между всеми этими понятиями существует связь и единство. Иногда их употребляют в качестве синонимов. Также между этими понятиями имеются и различия. Физика, естествознание в целом отвечают за формирование таких понятий, как миропонимание, общая картина мира, что отмечают отечественные философы В.С. Степин, Б.Я. Пахомов. Соотнесем эти понятия.

Отношение понятия «миропонимание» к мировоззрению таково, что оно представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения.

По отношению к общей картине мира мировоззрению характерна более высокая интеграция знаний и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру.

Создание общей картины мира — задача всех областей знания. Естественные науки образуют естественнонаучную картину мира, а общественные — социально-историческую картину действительности. Рассмотрим кратко эволюцию научной картины мира.

Механическая картина мира (МКМ) — первая научная картина мира, если в понятие науки вкладывать тот смысл, которое оно приобрело со времен Галилея. Значение МКМ вышло далеко за рамки естествознания. На протяжении значительного времени она играла роль общенаучной картины мира; в сфере ее влияния находились и гуманитарные дисциплины. Б.Г. Кузнецов утверждает, что это произошло в значительной мере благодаря деятельности французских энциклопедистов, среди которых он особо выделяет Вольтера [4]. О степени такого влияния красноречиво свидетельствует труд одного из основоположников научного коммунизма Сен-Симона «Всеобщее тяготение» (1813 г.), в котором речь идет о реформе философии и всего общественного сознания в целом. Сен-Симон предлагает в качестве средства, предшествующего и способствующего перевороту в обществе, перестройке гуманитарных наук (философии, истории), образец классической механики. Вся совокупность известных явлений должна быть либо выведена из закона тяготения, либо сведена к нему [5].

МКМ в физике сменяли последовательно электромагнитная картина мира (ЭМКМ), квантово-релятивистская картина мира (КРКМ). Ни одна из них не играла уже роли общенаучной картины мира.

Картина мира, созданная современной физикой, также нисколько не напоминает МКМ и не претендует на роль общенаучной, однако известный российский математик И.Р. Шафаревич считает, что сциентизм — идеологическая основа технологической цивилизации — является рецидивом механической концепции мира. Преодоление диктуемого МКМ взгляда на мир, на роль науки в его познании и место человека в этом мире — условие выхода из глобального кризиса и выживания человеческой цивилизации [6].

В истории естествознания отечественный философ В.С. Степин выделяет 4 смены научных картин мира, сопровождающиеся коренными изменениями структур исследования, и рассматривают их как глобальные революции.

Первая — революция XVII в. — соответствует классическому естествознанию. В это время образована МКМ и естественнонаучная картина мира.

Конец XVII в. — первая половина XIX в. — вторая глобальная революция, определившая переход к дисциплинарно организованной науке, МКМ утрачивает статус общенаучной.

Первая и вторая глобальные революции протекали как формирование и развитие классической науки и ее стиля мышления.

Конец XIX в. — середина XX в. — преобразование стиля мышления, становление неклассического естествознания. Появляются предпосылки для построения целостной картины природы, в которой прослеживается иерархичная организованность Вселенной как сложного динамического единства, изменения места и функций науки в жизни.

Последняя треть XX в. — происходит четвертая глобальная революция, положившая начало постнеклассической науке.

Специфика науки — комплексные исследовательские программы. Усиливаются процессы взаимодействия принципов и представлений картин реальности, формирующихся в различных науках. Объекты междисциплинарных исследований — все чаще уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Представления об исторической эволюции физических объектов постепенно входят в картину физической реальности (большой взрыв, термодинамика неравновесных процессов (И. Пригожин), синергетика).

В.С. Степин считает, что «именно идеи эволюции и историзма становятся основой того синтеза картин реальности, вырабатываемых в фундаментальных науках, которые сплавляют их в целостную картину исторического развития природы и человека и делают лишь относительно самостоятельными фрагментами общенаучной картины мира, пронизанной идеями глобального эволюционизма» [7].

Система теоретического знания некоторой научной дисциплины всегда представляет фрагмент более широкого массива научных знаний, вписанного в культуру эпохи. Связь между теорией различных научных дисциплин осуществляется через общую научную картину мира, аспектами которой являются частные картины мира. Они всегда имеют философское обоснование идеями и принципами, вводимых в картину мира представлений о природе

Выбор картины мира обосновывается принципами, выражающими общие закономерности процесса познания. В них находятся сложившиеся идеалы и нормы познавательной деятельности. Философия выявляет эти идеалы, одновременно перестраивает, вырабатывает новые. В науке такие идеалы конкретизируются соответственно специфике научного исследования и предстают в виде идеалов объяснения, доказательности, обоснованности знания и идеалов его организации [2].

Частная картина мира — полиструктурное образование. Внутреннюю структуру образуют связи: эмпирического материала, теоретических схем, математического формализма. Внешнюю структуру выстраивают связи между социальной картиной мира, общенаучной картиной мира, философскими основаниями науки и идеалами познавательной деятельности. Обе структуры наложены одна на другую. Важно подчеркнуть, что любые изменения в каком-то элементе структур неизбежно влекут изменения во всей схеме.

Внешняя связь частной картины мира с философскими основаниями науки важна и является взаимообратной. Но она не является прямой, а осуществляется через идеалы и нормы познания. На наш взгляд, при формировании научного мировоззрения методистами рекомендуются давать в учебной практике выводы, идущие прямо от естественнонаучного знания к философским обобщениям.

Отметим еще раз, что особенностью науки конца ХХ в. является комплексный подход исследовательских программ, взаимодействие принципов и картин реальности различных наук. Подтверждением этому служат возникшие на стыке нескольких наук новые дисциплины (биофизика, экология и другие), проникновение идей эволюции и историзма в физику, а также явная тенденция к построению единой картины мира, включающей в себя разные, иерархические уровни организации живой и неживой материи. Анализируя естественнонаучное образование, мы делаем вывод, что отражение происходящего в науке не состоялось в учебной практике. Естественнонаучная картина мира, вырабатываемая школьным естественнонаучным образованием, по нашему мнению, эклектична и не современна.

В законе РФ «Об образовании» говорится, что содержание образования должно обеспечивать в сознании учащихся формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и ступени обучения (ст.14, п.2). Там же сказано, что содержание образования должно «учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений». Тем самым российская педагогика неопределенно высказывается о необходимости формирования одного мировоззрения для всех. В отличие от нее педагогика экзистенциализма считает недопустимым вообще формирование мировоззрения школой, расценивая это как ущемление свободы личности учащихся [8].

Не разделяя взглядов экзистенциальной педагогики и учитывая отношение современной отечественной образовательной системы, аксиоматизируем два положения: 1) мировоззрение людей формируется и развивается на протяжении всей сознательной жизни, и более интенсивно этот процесс протекает в школьные годы, в период систематического приобщения к основам наук; 2) разумно принимать принцип толерантности к взглядам учащихся.

Формирование научного мировоззрения учащихся в процессе преподавания такой дисциплины, как физика, осуществляется в тесном взаимодействии с преподаванием других учебных дисциплин естественного цикла и рассматривается как имманентная составная часть общего школьного образования и воспитания.

В редких случаях мировоззренческий эффект обучения есть результат самодостижения на основе личных представлений. Мы считаем, что специальная педагогическая деятельность учителей-естественников требуется на каждом уроке и по сложности может превосходить другие виды учительской деятельности.

Это объясняется тем, что для подведения учащихся к выводам мировоззренческого характера, учитель-естественник, во-первых, должен сам свободно владеть соответствующим мировоззренческим багажом, во-вторых, иметь на вооружении специальные методики, позволяющие формировать научное мировоззрение средствами предмета. В-третьих, необходимо наличие средств предмета (упражнений, заданий, задач, вопросов и других), базисной целью которых является формирование научного мировоззрения.

Показателями сформированности мировоззрения являются наличие системы знаний, взглядов и убеждений (структуры мировоззрения), которые проявляются в разных видах деятельности, способность совершенствовать свои знания и деятельность. Однако подчеркнем, что по всем естественнонаучным дисциплинам в билетах на аттестат зрелости нет ни одного мировоззренческого вопроса. Это список вопросов, на которые достаточно получить ответ в виде репродуцированного знания.

Создание системы вопросов, формирующих и проверяющих элементы мировоззренческих структур, является задачей методик и цикловых дидактик.

Обзор научно-методической литературы позволил сделать вывод, что в методике преподавания физики дореформенного периода (примерно до 1990 года) предлагалось руководствоваться диалектико-материалистическим истолкованием основ физики и принципом историзма при формировании научного мировоззрения учащихся. Однако наработанный различными авторами этого периода частный материал средств и приемов по этим направлениям в настоящее время, как мы считаем, во многом устарел.

Среди источников по методике преподавания физики (МПФ), изданных до 1990 года, рассматривающих проблему формирования мировоззрения учащихся как базисную, можно назвать работу В.Н. Мощанского «Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики». Автор приводит четыре компонента, из которых складывается процесс формирования научного мировоззрения: формирование представлений о физической картине мира; формирование знаний о процессе научного познания; формирование научного мышления; формирование диалектико-материалистических убеждений [9].

Следует отметить, что долгое время совершенствование преподавания физики в общеобразовательной школе должно было обеспечивать лучшее усвоение учащимися естественнонаучных основ марксистско-ленинской философии. Это было связано с включением философской «мировоззренческой» тематики в содержании обучения физике, что не способствовало формированию мировоззрения. В распоряжении учителей физики имелся ряд учебных пособий, посвященных проблеме: как формировать диалектико-материалистическое мировоззрение учащихся, включая атеистический компонент, например: Ефименко В.Ф. Методологические вопросы школьного курса физики, 1976 [10]; Мултановский В.В. Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе, 1977 [11]; Пеннер Д.И., Кротова Р.Г Научно-атеистическое воспитание при обучении физике, 1990 [12] и другие.

Культивирование в течение длительного времени в нашей стране мономировоззрения отразилось на МПФ. Учителя не имеют специальной системы заданий, дидактических материалов, способствующих формированию мировоззрения, основанного на взглядах современной науки. Формирование научного мировоззрения у школьников при обучении физике — одна из наиболее труднорешаемых методических задач. Под влияние псевдонаучной информации попала значительная часть населения, имеющая среднее и высшее образование. Это свидетельство серьезных просчетов в отборе содержания обучения и, в первую очередь, содержания обучения физике: мировоззренческая функция, присущая научному знанию, оказалась невыясненной.

Современная российская школа ориентирована в целом на формирование у школьников научно-материалистических взглядов. Существует правовое закрепление светского характера образования и его деидеологизация [13]. Историзм и материалистическое истолкование природы — прежние направления при написании новых учебников (нам знакомы учебник В.Н. Мощанского для 9 класса, в котором больше внимания, в отличие от других учебников, уделяется параграфам по истории науки, МКМ; учебник М.М. Балашова, во внимании которого — методы познания; учебники естествознания с отдельными главами по истории). Среди по-прежнему немногочисленных средств, несущих мировоззренческую функцию, можно выделить методологические задания для учащихся авторов Н.В. Шароновой, Н.Е. Важеевской, позволяющих формировать представления о ФКМ, методах познания [14, 15].

В названных выше учебниках по механике мировоззренческий материал является дополнительным. Нам представляется важным вплетение явного мировоззренческого материала в «ткань» классической физики при наличии связи с современной картиной мира.

К сожалению, сохраняется логика изложения и других разделов школьной физики: термодинамики, электродинамики. Ученики изучают в основном систематический курс классической физики, а, следовательно, современной физической картиной мира для учащихся предстает физическая картина мира полувековой давности. Лишь некоторые сведения о современной физике приводятся в курсе 11 класса.

После начала реформирования школы — после 90-х годов — из зафиксированных в программах моделей содержания школьного физического образования лишь в программе Л.В. Тарасова [16] для основной школы современной физике отводится значительное место. В этой модели отражена особенность современной науки (о которой уже упоминалось): комплексный характер исследовательских программ, взаимодействие принципов и картин реальности различных наук. В большинстве же случаев имеет место эклектическое объединение содержания естественнонаучных дисциплин, что характерно, например, для появляющихся с того же самого времени (90-х годов) курсов естествознания. Это видно в курсе естествознания, вышедшем под редакцией А.Г. Хрипковой.

Как мы считаем, выход из сложившейся ситуации видится во внесении корректив в модель содержания школьного физического образования, которые позволили бы усилить мировоззренческую направленность предмета. Эти коррективы связаны с отражением в школьном курсе физики черт современной общенаучной картины мира. Дело в том, что долгое время курс физики выстраивался в предположении, что физика — лидер естествознания и образец для подражания, мировоззренческие обобщения в нем отождествлялись с философскими, а современная физическая картина мира — с ФКМ полувековой давности.

В усилении мировоззренческой роли школьного курса физики может стать определенный пересмотр положений современной физики, включение рассмотрений объектов комплексного подхода со стороны разных научных дисциплин. Это помогло бы осветить современный взгляд на мир и позволило бы говорить об усилении мировоззренческих функций школьного предмета физики (в стандарте образования [17]) или предмета естествознания.

Предложенные в методической литературе подходы по реализации мировоззренческой функции предмета физики можно подразделить на внешние и внутренние. При этом мы рассмотрим некоторые средства и принадлежащие только им приемы, так как последние возникают лишь при реализации материала, имеющего явную мировоззренческую направленность.

Начнем с описания внутренних подходов при реализации мировоззренческой функции физики в школе.

I. Мировоззренческая функция школьного курса физики при реализации МПС с: а) гуманитарными предметами; б) естественнонаучными предметами.

II. Принцип историзма является одним из основных подходов, предложенных МПФ, для формирования научного мировоззрения учащихся.

Формирование научного мировоззрения может осуществляться при помощи исторических задач, проведении исторических конференций, заслушивании докладов на исторические темы.

Нами составлен сборник заданий, задач и вопросов по истории физики [18, 19]. В его разделах имеются задания, названные нами мировоззренческими. Поясним их назначение.

Ученики часто не имеют представления о том, когда и как были добыты человечеством те или иные знания. Мыслители минувших веков для них зачастую — наивные и недалекие люди, которые, конечно же, не идут ни в какое сравнение с теми, кто живет и творит в XX веке. Один из путей демифологизации представлений учащихся о вкладе ученых минувших веков в развитие науки мы видим в использовании мировоззренческих заданий. С их помощью можно более или менее глубоко проследить историю развития важнейших физических идей, например: идеи относительности движения, молекулярной гипотезы, идеи сохранения (материи, движения) и другие.

Несколько заданий относятся к истории принципа относительности. С их помощью можно показать, что об относительности как свойстве движения было известно давно; Н. Коперником и вслед за ним Г. Галилеем было таким образом открыто не это свойство, а сформулирован качественно иной взгляд на него. Последнее оказалось возможным благодаря медленным подвижкам человеческой мысли.

Существуют различные приемы, помогающие реализовать мировоззренческую функцию в историческом подходе. Например, знакомя учащихся с деятельностью ученых, следует показать наиболее примечательные черты мировоззрения ученого, его видение мира, философское кредо, мотивы научного творчества, методы получения научных знаний, а чтобы сформировать у школьников нравственные убеждения, нужно создавать в процессе обучения ситуации, способствующие пробуждению нравственных чувств и суждений.

Исследователями предлагаются три вида таких ситуаций: сопереживания, оценки, выбора. Ситуации нравственного выбора возникают при проведении исторических конференций. В ситуации оценки, например, можно рассмотреть мировоззренческие вопросы. Задания, создающие такие ситуации, предложены И.Я. Ланиной [20].

III. Физика располагает значительными возможностями по формированию экологического сознания учащихся.

К внешним подходам можно отнести:

1. Интегрированные курсы.

В развитии физики проявлялась тенденция, характерная для современного времени — интеграция наук. В методике преподавания физики отмечается, что формирование современного образа мира под слиянием различных наук должно проходить в комплексе с работой по формированию ФКМ.

Появление альтернативных путей для реализации каждого из компонентов процесса формирования научного мировоззрения — программ интегрированных курсов с физикой, целью которых заявка на выполнение мировоззренческой функции является базисной [21, 22], актуализирует разработки методик в этих новых образовательных пространствах. Такие курсы имеют иногда четкую мировоззренческую направленность, о чем свидетельствуют названия: «Вселенная и человек», «Естественнонаучная картина мира» и т.п.

Каково же содержание вышеназванных программ? Изменились ли методы реализации мировоззренческой функции школьного предмета физики?

Прежде всего, безусловно, остается историзм в подходе к изложению основных теоретических положений физики. Также речь идет о «… выходе на новый, более высокий уровень обобщения, систематизации, понимания физических методов исследования процессов и явлений, происходящих в окружающем нас мире». По сути авторы рассматривают те же самые реалии, что и программы средней школы, но с более высокой степенью систематизации, с углублением в методологию физического познания, иллюстрируя примерами, требующими более внимательного изучения ввиду их абстрактности (конечная, но безграничная Вселенная, Большой взрыв, Расширяющаяся Вселенная, т.д.). В таком содержании теряется важный момент, который изначально по направленности интегрированных курсов должен присутствовать, а именно: комплексный подход к определенным теоретическим положениям и объектам, обоснование научного взгляда, на которые смогли бы дать ответ и другие научные дисциплины вкупе с физикой.

2. Факультативные занятия.

Для школ пока не изданы программы таких факультативов, главной для которых явилась бы цель: формирование научного мировоззрения учащихся. Такую роль могли бы, например, выполнять: а) факультатив по экологии, реализующий потенциал экологических знаний и мировоззренческих ориентаций физики, проводимый учителем физики; б) факультатив по истории физики. Немало школьников испытывают потребность в знакомстве с иной физикой — физикой, содержание которой раскрывается через «драму людей» и «драму идей».

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по педагогике №1
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *