37. Содержание нравственного воспитания в современной школе

Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. Нравственность — это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других — для себя. Важнее всего формировать глубокую человеческую нравственность. Нравственное воспитание решает такие задачи, как tnplhpnb`mhe нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственных явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что несправедливо. Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия —определяющий критерий нравственного развития личности. Нравственные чувства — это переживания своего отношения к нравственным явлениям. Они возникают у человека в связи с соответствием или несоответствием его поведения требованиям общественной морали. Чувства побуждают к преодолению трудностей, стимулируют освоение мира. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества. Непреходящие нравственные качества — честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим. Среди нравственных качеств, рожденных современным развитием общества, выделим уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, Конституции, честное и добросовестное отношение к труду, патриотизм, дисциплинированность, требовательность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность, милосердие.

К задачам учреждений профессионального образования по нравственному воспитанию учащейся молодежи следует отнести:

• воспитание гуманизма — заботливого, доброжелательного отношения к людям, умения гармонически сочетать свои интересы с общественными, чувства единства слова и дела как повседневной нормы поведения;

• воспитание непреходящих человеческих ценностей — любви и дружбы, милосердия;

• воспитание принципиальности, честности, глубины чувств;

• воспитание ответственного отношения, правовой культуры;

• воспитание трудолюбия, потребности в труде, как высшему смыслу жизни, источнику творчества, материального благополучия;

• воспитание культуры поведения, культуры общения;

• воспитание чувства собственного достоинства.

Организуя воспитательное воздействие на учащихся, нужно учитывать их психологические особенности. Очень важно, чтобы в период нравственного становления учащихся в учреждении образования, они находились в ситуации возможности свободного выбора, самостоятельного определения линии поведения или отдельного поступка. В этих условиях задача педагога состоит в том, чтобы не снимая жизненных противоречий и трудностей, направить выбор учащегося на приобретение ими ценностных жизненных ориентаций. В отличие от норм права нормы морали официально нигде не зафиксированы и в отличие от правового регулирования, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого.

• Педагоги развивают у учащихся способность осмысливать жизненные явления, критически воспринимать противоречивые идеи, самостоятельно искать истину. Этому способствуют такие формы работы с учащимися, как:

• Философский стол — дискуссия, содержанием которого являются проблемы ученической жизни.

• Сократовские беседы — коллективное раздумье над какой-то жизненно важной проблемой, поочередная постановка вопросов, учитывающих условие главного вопроса (сократовский метод состоял в предъявлении ученикам системы вопросов, последовательные ответы на которые приводят к истине).

• Разговор при свечах — дружеские беседы о проблемах жизни, актуальные для юношества.

• Круглый стол — дискуссионная форма, коллективное размышление над вопросом, в котором все выступают » на равных».

• Этический театр — драматизированное представление на основе литературного материала, освещающее этические проблемы жизни человека.

Целесообразно проводить экскурсии в музеи, по памятным и историческим местам, посещение выставок, кинотеатров, театров, проведение выставок художественного и технического творчества, фотовыставок, выпуск тематических стенгазет (по материалам проведенных мероприятий, экскурсий т.д.). В организации нравственно-этического воспитания могут использоваться такие формы работы, как конкурсно-игровые и дискуссионные мероприятия по нравственно-этической тематике (турниры знатоков, диспуты «Кем быть или каким быть?», » Искусство быть красивым», творческие конкурсы-проекты, лекции-рассуждения, литературные гостиные, проблемные лаборатории, деловые игры, брейн-ринги, устные журналы, нравственные воспитательные часы, часы общения и др.). В воспитательной работе с учащимися необходимо широкое использование деловых игр, тренингов по обучению умениям нравственного выбора, по развитию способности эффективно разрешать конфликтные ситуации.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по педагогике №1
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *