38. Трудовое воспитание в истории педагогики и современных образовательных учреждениях

Трудно себе представить современного воспитанного человека, не умеющего много и плодотворно трудиться, не владеющего знаниями об окружающем его

производстве, производственных отношениях и процессах, применяемых орудиях труда. Трудовое воспитание — важный, проверенный веками принцип формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах, и как неотъемлемый компонент общего образования. Вокруг труда во многих педагогических системах концентрируется учебный материал. Труд — неотъемлемая часть интеллектуального, физического и эстетического воспитания.

Трудовое воспитание (ТВ) начинается в семье, продолжается в дошкольном заведении, школе и заключается в формировании элементарных представлений о трудовых обязанностях. ТВ тесно связано с политехнической подготовкой школьников, обеспечивающей:

1.Знания основ современной техники, технологии и организации производства.

2.Усвоение учащимися общетрудовых знаний и навыков.

3.Развитие творческого отношения к труду.

4.Правильный выбор профессии.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что политехническое образование служит базой трудового воспитания, решения его основных задач.

Задачи ТВ:

1.Формирование у школьников «+» отношения к труду, как к значимому элементу жизни, соц. мотивов труд. деят-ти.

2.Развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремлении применить свои знания на практике.

3.Воспитание трудолюбия, чувства ответственности, целеустремленности, предприимчивости.

4.Вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками в формировании основ культуры умственного и физического труда.

Содержательную основ ТВ составляют следующие виды труда:

1.Учебный труд. Включает умственный (УТ) и физический труд (ФТ). УТ является наиболее напряженным и требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Привычка к УТ считается залогом успеха в других видах труда. ФТ предусмотрен на уроках трудового обучения в школьных мастерских и на пришкольных участках.

2.Общественно-полезный труд организуется в интересах всех и каждого человека в отдельности. Включает: самообслуживание школьных помещений; летнюю практику; работу в школьных стройотрядах, лесничествах; работу в летне-трудовых лагерях.

3.Производственный труд – создание школьниками материальных ценностей. Реализация этого вида труда предполагает вступление школы (учащихся) в производственные отношения.

Условия ТВ:

1.Подчинение труда школьников учебно-воспитательным задачам.

2.Сочетание в труде общественных и личностных интересов.

3.Доступность и посильность трудовой деятельности.

4.Разумная требовательность в организации и осуществлении трудовой деятельности школьников.

5.Сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности.

6.Соотношение целей и задач в трудовой деятельности с целями и содержанием профессиональной ориентации (ПО) школьников.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по педагогике №1
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *