54. Педагогический мониторинг как совокупность диагностики, прогнозирования, состояния педагогического процесса и отслеживания его хода

Проблема получения качественной, объективной информации в области педагогической деятельности приобрела важное значение, поскольку начала формироваться социальная база потребителей такой информации. В ней испытывает необходимость и педагог для самооценки профессиональной деятельности и оценки достижений ученика с целью корректировки педагогических воздействий; и руководитель ОУ для определения стратегии его развития, для оценки качества работы педагогов и корректировки многообразных управленческих решений.

В этой связи именно педагогический мониторинг становится реально действенным механизмом выделения факторов обеспечивающих или напротив, тормозящих достижение максимально возможной эффективности образовательного процесса.

Педагогический мониторинг – является одним из аспектов составляющих комплексную аналитическую систему мониторинга деятельности ОУ.

Под педагогическим мониторингом понимается система сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагога, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием и прогнозированием развития образовательного процесса. В рамках мониторинга проводится выявление или оценивание проведённых педагогических действий.

Объектом педагогического мониторинга выступают субъекты образовательного процесса – обучающиеся, педагоги, родители.

Педагогический мониторинг только тогда имеет смысл, когда он содержит определенную логически законченную схему, начало, конец и перед мониторингом поставлены конкретные цели и после мониторинга сделаны конкретные выводы, приняты конкретные решения и намечены пути их реализации.

Педагогический мониторинг эффективен только тогда, когда он:

1. Целесообразен.

2. Имеет четкие цели и задачи.

3. Направлен на определенный объект.

4. Систематичен и планомерен.

5. Формы и методы соответствуют целям и содержанию.

6. Оперативен.

7. Коллегиален.

8. Объективен.

Образовательный мониторинг

I.1. Мониторинг качества образования - комплексная система наблюдений состояния и изменений, оценки и прогноза по отношению к качеству образования (как результата, как процесса, как образовательной системы, ее внутренних и внешних связей).

? Нулевой контрольный срез знаний, умений, навыков обучающихся в т/о

Организация среза осуществляется педагогом т/о. Способы могут быть различными: устный контроль, письменный, тестовый и т.д. (приложение №1)

Нулевой контрольный срез знаний, умений, навыков имеет констатирующий характер, проводится, как правило, в первые недели учебного года или после приема обучающегося в т/о.

Анализ результатов нулевого среза дает возможность педагогу:

1. Выбрать адекватную методику обучения.

2. Сформировать мотивацию обучающихся.

3. Определиться с графиком проведения промежуточных срезов по блокам образовательной программы.

Непрерывное отслеживание педагогом качества обученности как учебных групп, так и отдельных обучающихся позволит педагогу осуществлять самоконтроль за своей педагогической деятельностью.

? Диагностика освоения блоков образовательной программы обучающимися.

Цель:

диагностика эффективности усвоения ЗУН по текущему блоку образовательной программы педагога.

Инструментарий:

Контрольные тесты по блоку образовательной программы педагога

(приложение № 2).

Методика проведения:

Педагог самостоятельно готовит материал для контрольных срезов, проводит и обобщает результаты среза в удобной для него форме.

? Диагностика удовлетворенности обучающихся качеством образования в ОГОУ ДОД «ЦДНТТ»

Цель:

выявить степень удовлетворенности обучающихся качеством образования в Центре.

Инструментарий:

Анкеты.

(приложение № 3).

Методика проведения:

1. Кафедрой мониторинга готовится анкетный материал.

2. Тестирование обучающихся проводится назначенной рабочей группой педагогов.

3. Обработка результатов проводится кафедрой мониторинга.

Что дает:

1. Позволяет отслеживать степень удовлетворенности обучающихся качеством образования в ОГОУ ДОД «ЦДНТТ»

2. По результатам диагностики составляются рекомендации по улучшению качества образования в Центре.

? Рейтинг деятельности обучающихся по итогам учебного года

Рейтинг - (от англ. – оценка, индивидуальный эффект).

Цель:

оценка деятельности обучающегося, степени реализации интеллектуально-творческого потенциала обучающегося.

Инструментарий:

1. Рейтинговые диагностические карты творческих достижений обучающихся т/о.

2.Статистический анализ о профессиональной направленности

выпускников т/о (приложение№4)

На выходе мы имеем информацию:

1. Степень активности участия обучающегося в различных массовых мероприятиях (в процентном выражении).

2. Рейтинг обучающегося в т/о.

3. Рейтинг т/о в Центре.

4. Список победителей массовых мероприятий.

5. Статистические данные о профессиональной направленности выпускников т/о, Центра.

Методика проведения:

Приоритетными образовательными направленностями деятельности Центра являются научно-техническое творчество и научно-исследовательская деятельность обучающихся. В связи с этим за исходный материал по оценке деятельности обучающегося берутся творческие достижения обучающихся, участвующих в спортивно - массовых мероприятиях (выставках, конкурсах, соревнованиях, научных конференциях, олимпиадах) различного ранга и уровня.

Результаты деятельности обучающихся фиксируются следующими способами:

1. Ведутся рейтинговые карты достижений обучающихся творческого объединения в спортивно-массовых мероприятиях.

2. Совместно с педагогом создаётся портфолио обучающегося.

Что дает:

1. Системность обучения, повышение активности обучающегося и настойчивости в обучении.

2. Позволяет изучить причины нереализованных потенциальных возможностей конкретного обучающегося и наметить конкретные пути повышения качества обучения через сравнение итоговых результатов деятельности обучающегося в т/о с результатом контрольных срезов ЗУН.

3. Возможность организаторам образовательного процесса (зам директору по ОВР, зав. отделам, педагогу т/о) работать над повышением качества образовательно-воспитательного процесса и совершенствованием форм контроля.

4. Возможность обучающемуся представить своё портфолио на конкурс по выдвижению соискателя Президентского гранта и при поступлении в ВУЗЫ и СУЗЫ.

Примечание:

Статистический анализ о профессиональной направленности выпускников т/о и заполнение рейтинговых карт проводит педагог.

Полученные результаты заносятся в банк данных мониторинговых исследований.

? Уровень воспитанности.

Цель:

определение воспитанности обучающихся ОГОУ ДОД «ЦДНТТ».

Инструментарий:

1. Анкета «Уровень воспитанности» (по А. К. Марковой) (приложение № 5)

Методика проведения:

тестирование обучающихся проводится в начале учебного года педагогом т/о совместно с психологом. По результатам исследований готовится аналитическая справка для кафедры воспитательной работы.

? Административные контрольные срезы.

Цель:

установление фактического уровня обученности обучающихся т/о.

Определение уровня знаний обучающихся (контроль «на входе», промежуточный, «на выходе»). Определение разности между результатами контрольного среза и оценкой педагога.

Инструментарий:

1. План проведения контрольных срезов.

2. Тесты контрольных срезов.

(приложение № 6).

Методика проведения:

1. Материал для проведения контрольных срезов готовится кафедрой мониторинга.

2. Тестирование обучающихся проводится членами администрации.

3. Оценивание результатов тестирования проводится совместно с педагогом т/о.

4. Обработка результатов проводится кафедрой мониторинга.

Что дает:

1. Объективную оценку уровня знаний, умений и навыков обучающихся.

2. Результат образовательно-воспитательной деятельности педагога на конец учебного года.

Заметки:

методики проведения контрольных срезов по каждому направлению деятельности творчества не должны меняться, чтобы было возможно сравнить результаты. При невыполнении данного условия проведение среза теряет всякий смысл.

? Мониторинг сформированности общеобразовательных учебных умений и навыков (из опыта работы МОУ ДОД ЦДО №1)

Цель: выявить состояние и уровень сформированности ОУУН.

Задачи:

? Определить уровень сформированности ОУУН в образовательно-воспитательном процессе.

? Выявить и оценить динамику формирования ОУУН у воспитанников.

? Разработать методические рекомендации по регулированию и коррекции образовательно-воспитательного процесса.

Объект исследования: система формирования общеобразовательных учебных умений и навыков в образовательно-воспитательном процессе.

Субъект: воспитанники т/о.

Предмет исследования: воспитанники т/о.

Гипотеза: постоянная диагностика условий и факторов, стимул и препятствия формирования общеобразовательных учебных умений и навыков, способствует оперативному регулированию данной проблемы в деятельности педагога ДОД и его воспитанников.

Методы:

— Анкета «Развитие общеобразовательных учебных умений и навыков» (приложение №7)

— Наблюдение педагога – руководителя т/о.

— Контрольное тестирование для детей.

II. Мониторинг сохранности контингента.

Цель: оценка сохранности контингента.

Инструментарий:

Карта анализа контингента обучающихся Центра (приложение№8).

Методика проведения

1. Карта анализа контингента обучающихся заполняется педагогами т/о.

2. Обработка результатов проводится мониторинговой службой Центра.

По результатам диагностики для администрации пишется аналитическая справка.

Что дает:

1. Статистический анализ контингента обучающихся.

III. Анализ содержания образования.

Цель:

оценка содержания образования в ОГОУ ДОД «Центр детского научно-технического творческого» (состояние программно-методического обеспечения образовательно-воспитательного процесса в учреждении).

Методика проведения:

Кафедра информационного и программно-методического обеспечения образовательного процесса проводит аналитическую деятельность по следующим аспектам:

? качественное и количественное увеличение образовательных программ по направленностям деятельности Центра;

? программное обеспечение по сроку, уровню реализации, целевой установка и форма организации содержания образовательных программ;

? состояние информационно-методического фонда.

Аналитическая справка по данному исследованию является составной частью анализа работы Центра.

Примечание: инструментарий готовится кафедрой информационного и программно-методического обеспечения образовательного процесса (приложение №9).

IV. Анализ уровня профессиональной деятельности

педагогических работников ОГОУ ДОД «ЦДНТТ».

Цель:

определение уровня профессиональной деятельности педагогических работников ОГОУ ДОД «ЦДНТТ».

Инструментарий:

1. Опросник «Самодиагностика педагога» (методика Е.В. Бондаревской и Г. А. Качана)

2. Карты педагогической оценки и самооценки готовности педагога к творческой деятельности (методика Муравьева Е.М.)

3. Тестовая карта

(приложение №10).

Методика проведения:

диагностические мероприятия проводятся в тесном сотрудничестве администрации, кафедры мониторинговых исследований, кафедры креативной деятельности педагогов. Результаты диагностики составляют основу банка данных об уровне профессиональной деятельности педагогических работников ОГОУ ДОД «ЦДНТТ».

Что дает:

1. Оценку уровня профессиональной компетентности педагога.

2. Оценку способности к саморазвитию и рефлексии педагога.

3. Определение системы целей и адекватность выбора средств их

достижения педагогом.

4. Оценку качества и результативность педагогической деятельности

педагога.

5. Оценку готовности педагога к творческой деятельности.

6. Диагностика уровня креативности педагогов ОГОУ ДОД «ЦДНТТ»

7. Педагогические затруднения.

8. Педагогические потребности.

9. Степень удовлетворенности педагога методической работой и

уровнем профессиональной компетентности.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по педагогике №1
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *