11. Предмет, задачи, отрасли педагогики как науки

Термин «педагог» возник в Древней Греции – «детовождение». Оформление педагогики в самостоятельную науку произошло, когда был сформулирован категориальный аппарат, это связано с именем чешского философа и педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670). Педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса. Предмет педагогики – педагогогический процесс как особый вид взаимодействия людей: законы – закономерности – принципы – методы – формы/средства образования людей = процессы обучения, воспитания – развития + психологическая подготовка и самообучение, самовоспитание.

Задачи: постоянные: 1) вскрытие закономерностей в областях воспитания, обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности — связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами (обученность, воспитанность, развитость личности). 2) изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности. Профессиональная образовательно-воспитательная работа по своему существу всегда творческая... 3) разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами. 4) прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.

Временные — возникновение диктуется потребностями практики и самой науки. Примеры: создание библиотек электронных учебников, разработка стандартов пе-дагогического профессионализма, выявление типичных стрессоров в работе учителей, разработка тестов уровней педагогического мастерства, анализ природы типовых конфликтов в отношениях учитель-ученик и т.п.

Отрасли: система наук о воспитании и образовании детей и взрослых.

Ясельная педагогика – Характерная особенность – взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной.

Дошкольная педагогика — закономерности развития, формирования личности детей дошкольного возраста: теоретические основы и технологии воспитания дошкольников в государственных, частных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях и в условиях одно- , дву- и многодетных, полных, неполных семей.

Педагогика школы: поучительные уроки школьного дела, его влияние на социальный прогресс дают исследования образова-тельных моделей различных цивилизаций, формаций, государств, идеологий, политических устройств.

Педагогика среднего специального образования: теоретические основы развиваются за счет заимствования, адаптации научных и прикладных положений школьной и вузовской педагогики.

Педагогика высшей школы — преемственность со школьной педагогикой. Среди современных научных проблем — создание технологий сочетания традиционных форм фронтального обучения с новыми — субъектно-ориентировочными, приспособленными к специфике личности студента, его свободному выбору уровня высшего образ.

Производственная педагогика – закономерность обучения работающих, переориентации их на новые средства производства, повышения их квалификации, переучивания на новые профессии.

Социальная педагогика: теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых (в клубах, домах народного творчества, на спортивных базах, в студиях музыкального и театрального искусства и тому подобное).

Педагогика третьего возраста: система образования, развития, воспитание людей пенсионного возраста.

Специальные педагогические науки: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика разрабатывают теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом развитии.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по педагогике №2
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *