5. Организационные формы воспитательной работы

Для того чтобы разобраться в сущности понятия «форма воспитательной работы», целесообразно определить, какое место этот феномен занимает в педагогическом процессе, каковы его функции: 1) организаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействие участников.

Существует обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими педагогами (беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, инсценировки и т. д.). Эти методики предполагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности. 2) регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися, так и между детьми. Различные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благодаря формам, где заранее закладывается необходимость 3) информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение учащимся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту. Исходя из функционального подхода, форму воспитательной работы можно определить как регулирующий отношения педагогов и учащихся основной компонент организации педагогического процесса.

По времени проведения все формы можно разделить на: 1) кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов); 2) продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель); 3) традиционные (регулярно повторяющиеся). По времени подготовки: 1) экспромтные формы, то есть проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, 2) предусматривание предварительной работы, подготовку учащихся. По видам деятельности — формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности; по способу влияния педагога — непосредственные и опосредованные. По субъекту организации: 1) организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; 2) деятельность организуется на основе сотрудничества; 3) инициатива и ее реализация принадлежит детям. По результату: 1) результатом является информационный обмен; 2) результатом является выработка общего решения (мнения); 3) результатом является общественно значимый продукт. По количеству участников: 1) индивидуальные (воспитатель — воспитанник) — беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы могут действовать самостоятельно, а чаще всего они сопровождают друг друга; 2) групповые (воспитатель — группа детей) — советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах педагог проявляет себя как рядовой участник или как организатор. В отличие от коллективных форм влияние его на детей более заметно, так как на него в большей мере обращено внимание школьников. Главная задача педагога, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой — создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива. 3) массовые (воспитатель — несколько групп, классов) — различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслеты, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий педагоги могут выполнять различную роль при использовании этих форм: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействие на детей личным примером; участника-новичка, воздействие на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по педагогике №2
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *