Сущность процесса обучения. Его психологические основы. Внеконтекстные операции с понятиями (раздел дидактика)

процесс обучения — это целенаправленный процесс взаимодействия обучающих и обучаемых, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие последних.

Процесс обучения носит двусторонний характер. Он включает в себя две органично взаимосвязанные деятельности: преподавание — обучающая деятельность педагога по организации усвоения учебного материала и учение — деятельность учащихся по усвоению знаний. Связующим звеном между ними служит содержание образования, которое опосредствует совместную деятельность. В основе обучения лежат знания, умения и навыки; Важнейшим элементом учения являются мотивы.

Теоретические основы организации процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т.д. изучает важнейшая отрасль педагогики — дидактика.

Дидактика — это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах. Различают общую и частные дидактики.

Общая дидактика исследует процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Она изучает закономерности, анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и решение постав

ленных задач.

Частные дидактики изучает закономерности протекания процесса обучения, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Частные дидактики называют методиками преподавания (соответствующего учебного предмета).

Как наука дидактика занимается разработкой проблем:

• для чего учить (цели образования, обучения);

• кого учить (субъекты обучения);

• какие стратегии обучения наиболее эффективной (принципы обучения);

• чему учить (содержание образования, обучения);

• как учить (методы обучения);

• как организовать обучение (формы организации обучения);

• какие необходимы средства обучения (учебники, учебные пособия, компьютерные программы, дидактические материал и др.); что достигается в результате обучения (критерии и показатели, характеризующие результаты обучения);

• как проконтролировать и оценить результаты обучения (методы контроля и оценки результатов обучения).

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по педагогике №4
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *