Умственное воспитание. Его психологические основы. Основные показатели умственного развития

Умственное воспитание (УВ) педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления. Оно осуществляется в тесном единстве с формированием мировоззрения.

Интеллектуальная культура включает в себя комплекс знаний и умений в области умственного труда: умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками. Формирование умственной культуры является частью задач по умственному развитию детей, которое понимается как процесс созревания и изменения умственных сил под воздействием биологических и социальных факторов.

Умственные силы (ум) совокупность индивидуальных способностей к накоплению знанию, совершению мыслительных операций. Свойства ума быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта, креативность.

В природе ума и его развитии много сложного и неясного. Педагогу надо знать, что имеются две точки зрения на природу умственного развития. Согласно одной, интеллект, умственные способности даны от рождения в особых психологических струк турах, обеспечивающих восприятие и переработку информации.

Согласно другой, умственные силы на генетической основе развиваются прижизненно под влиянием внешней среды. Для их развития требуется специальная деятельность обучение (Л.С. Выготский А.Н. Леонтьев, Н.Д. Менчинская).

Показатели умственной воспитанности: наличие знаний по основам наук, владение умственными операциями и интеллектуальными умениями, наличие научного мировоззрения.

Научное мировоззрение — представляет собой единство взглядов на мир, научно обоснованных убеждений, относительно законов развития природы и общества.

Критерии сформированности мировоззрения:

1) Глубина научных знаний, их объедененность в целостную систему, объясняющую сущность и закономерности явлений природы, общества, мышления.

2) Развитая способность диалектического осмысления.

3) Проявление социальной активности.

Умственное воспитание: целенаправленное и планомерное руководство процессом овладения учащимся знаниями, опытом их практического применения, реализация в учебном процессе, вне учебной деятельности под влиянием среды.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по педагогике №4
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *