Методология и методы научного исследования

Методология — это: 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

Методология педагогической науки — это учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.

В структуре методологического знания выделяют 4 уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение.

Методы педагогического исследования — это способ получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и теорий. Методы педагогических исследований подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).

Теоретические методы:

1. Анализ — мысленное разделение целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления

2. Синтез — мысленное соединение признаков, свойств явления в общее (абстрактное) целое.

3. Абстрагирование — мыслённое отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других ёго признаков, свойств, связей.

4. Конкретизация — мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций

5. Сравнение — установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями.

К эмпирическим (практическим) методам исследования относятся: методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.); меры контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты); методы обработки данных (математические, статистические, физические, табличные); методы оценивания (рейтинг, педагогический консилиум); методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по педагогике №4
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *