Контроль учебно-познавательной деятельности: виды и функции контроля, критерии оценки

Контроль, его виды и функции. Критерий оценки.

История вопроса контролирование и оценивание являются непременными спутниками школы. Но до сих пор идут споры о смысле оценивания, его технологии, об оценке.

Коменский – возвышенно пользоваться правом на оценку.

Ушинский – контроль – подавляет умственную деятельность школьников. Учитель спрашивает 1-2, остальные свободны, маются, волнуются и т.д.

В мае 1918г. постановлением СНК “об отмене оценок”. Вместе с ними ликвидируются экзамены. А успеваемость детей учитывалась и контролировалась в особых тетрадях: лучших детей записывали в “красные тетради” худших – в черные; внедрялось социальное образование, но обучение без оценок не дало результатов.

Принципы контроля

1. Объективность (научность, обоснованность содержания заданий, вопросов; равное отношение педагога конкретное всем обучаемым, адекватным критерием оценок оцениванием).

2. Систематичность – на всех стадиях дидактического процесса (от восприятия до практического применения знаний), регулярность опросов, каждодневность.

3. Принцип наглядности (гласности) – оглашение и мотивация оценок, составление планов ликвидации пробелов. Контролировать в той последовательности, как проводиться изучение материала.

Виды контроля.

Примерные нормы оценки знаний:

Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Оцениваются: ответы на вопросы; участие в беседе; исправление ответов товарищей; умение использовать различные источники знаний – текст учебного пособия, текст Конституции Российской Федерации, рассказ учителя, наглядный материал, юридические документы и материалы, научно-популярную и художественную литературу, кинофильмы и другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам; умение правильно анализировать явления окружающей жизни, применяя полученные знания о нормах морали и права.

Оценка “пять” – материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;

– “четыре” — в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;

– “три” – в усвоении материала имеются пробелы, он излагается, не систематизировано; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;

– “два” – основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;

– “единица” – материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.

Дополнение: комплексная проверка – проверяет способность учащихся применять знания и умения при изучении различных учебных предметов.

Такая проверка применяется еще сравнительно редко, но с внедрением интегративный курс ее значения будет возрастать.

Главная ее функция – диагностирование качества реализации меж предметных связей.

Примеры субъективизма учителей в оценивании знаний учащихся:

1) Привлекательным детям педагоги приподнимают высший уровень интеллекта и ставят высокие баллы.

2) Чаще всего учителя обращаются к учащимся, сидящим за первой партой и склонны выставлять им высокие баллы.

3) Лучше ценятся дети с красивым подчерком, если учителя сами калиграфисты.

4) Педагоги чувствительны к правильному произношению и часто несправедливо наказывают обучаемых с дефектами речи.

5) Недостаточная разработка критериев оценивания до революции существовала шести бальная система – от 0 до 5.

В 1918г. – “0” упразднили.

Постепенно оценка “1” стала использоваться реже.

С 50-х годов – меньше стала использоваться “2”. Педагоги пользуются “+”, “-” для каждой оценки – 5, 4, 3, 2 – получается десяти бальная система. Сейчас в некоторых регионах проходит эксперимент по двенадцати бальной системе. Кроме к ^+- прибавляют балл 1 – спасайте – учащийся немедленно требует помощи, особого внимания, до помещения в специальное учебное заведение; “высший балл” 12 – Ура! – свидетельствует о появлении способного и одаренного ученика, которого следует обучать по специальной программе в или в другом учебном заведении.

Но учитывая инертность школы вряд ли это скоро будет внедрено в практику. Поэтому педагоги ищут способы повышения роли пяти бальной системы. Можно выделить пять способов.

1) Выставление оценок – “+” “-”, — в своей записной книжке, т.к. в журнал нельзя.

2) Цифровая бальная система дополняется словесной. Редко и без желания педагогов – дополнительное время при дифлите его на уроке.

3) Оценка в дневник с записью родителям. Чаще негативная – разрушает мотив ответственности. Так в пятом шестом классе этот мотив понизится, особенно у детей с такими записями в дневнике.

4) В усилении коммуникативного воздействия (привлечь учащихся к сопереживанию успехов и неудач товарищей по классу).

5) Использование тернов успеваемости (у Шаталова), организация соревнования с самим собой – в конце недели получает словесную оценку “лучше”, “хуже”.

Критерии оценок по программе.

Функции контроля:

– обучающая

– развивающая

– воспитывающая

– побуждающая

– контрольно-коррекционная.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по педагогике №5
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *