4. Раскройте особенности развития авторитарной педагогики

Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И. Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления – подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону», управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал надзор за детьми, приказания.

В конце 50-х – начале 60-х годов XX века в нашей стране окончательно сложилась система авторитарного образования, которая служит убедительным примером «бездетной» педагогической теории и практики. Такая модель педагогического процесса, к сожалению, продолжает действовать до сих пор.

В истории энциклопедий впервые понятие «авторитарная педагогика» отразилось в «Новой российской энциклопедии». В ней читаем: «Авторитарная педагогика – педагогическая система, согласно которой образовательный и воспитательный процессы… строятся на беспрекословном подчинении учащихся авторитету учителя, воспитателя, родителей. Подавляя естественное стремление детей к самостоятельности, авторитарная педагогика ограничивает их инициативу, препятствует развитию индивидуальных качеств личности и способности во взрослой жизни принимать ответственные решения… Авторитарной педагогике противостоят концепции естественного воспитания, свободного воспитания, демократической педагогики, педагогики сотрудничества и др.»

Примечательно, что для авторитарно направленной педагогики одна из важнейших проблем – это дисциплина. Ученик обязан учиться, он обязан слушаться – вот предварительное условие такого обучения. Поэтому педагогический процесс уподоблялся диктанту. Детям диктуется не только текст для проверки знания правил грамматики, но и вся жизнь. Им диктуются знания, нравственность, оценки действительности, убеждения. Отчетность школы с помощью отметок, то есть цифровыми показателями так называемой академической успеваемости учеников, стала главной мерой при определении качества всей работы.

Методические разработки для учителей составлялись, как правило, без учета детей, которые населяют этот процесс, без учета того, как их увлечь, как зажечь в них творческую искру, познавательную страсть.

Скудость мотивов обучения, непосильность домашних заданий, ущемление достоинства, лишение собственной мысли породили у учащихся неприязнь к учителям, отвращение к школе, к школьной жизни.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по педагогике
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *