5. Раскройте особенности развития гуманистической концепции в педагогике

В развитие педагогического сознания эпохи Возрождения, гуманистической педагогики наибольший вклад внесли следующие деятели: А. Данте, Петрарка, Витторино да-Фельтре, К. Салютати, Л.А. Бруни, П.П. Верджерио, Э.С. Пикколомини, М. Фичино, Б. Кастильоне, Т. Мор, Э. Роттердамский, Х.Л. Вивес, Ф. Рабле, М. Лютер, Ф. Меланхтон, М. Монтень, Т. Кампанелла, Ф. Бэкон и др.

Данте не только реабилитирует древнюю культуру, но и показывает ее высокое воспитательное и духовное значение. Он утверждает в общественном сознании огромное значение образования в личном развитии, в личной жизни человека, в жизни общества.

Франческо Петрарка (1304–1374). Он считается первым гуманистом Европы. Ф. Петрарка первым в Европе осознал противоположность древней и средневековой культуры, древнего и средневекового образования и как альтернативу выдвинул требование энциклопедического образования, сердцевину которого должна была составлять древняя классическая культура. Он же утверждал первостепенную роль древней культуры не только в образовании, но и в воспитании, а также приоритет самообразования над образованием.

Важнейшей заслугой педагогов-гуманистов стало то, что в рамках гуманистического движения педагогика в определенной мере сложилась в автономную науку о воспитании – в это время появились специальные педагогические трактаты о воспитании П.П. Верджерио, Э. Роттердамского, Х.Л. Вивеса и др. Гуманистическое понимание воспитания, исходящее из представлений о развитии ребенка как свободного индивида, существенно отличалось от средневекового, теологического объяснения воспитания, что позволило совершенно иначе построить образование и воспитание в эпоху Возрождения.

В трудах педагогов-гуманистов были заложены многие принципы, ставшие основой создания не только классического образования, но и современной педагогики: утверждение в обществе убеждения о решающей роли образования в воспитании человека – с этого времени образованный человек стал фактически ассоциироваться с воспитанным человеком; выдвижение новых целей воспитания – формирование свободного, универсально развитого индивида; новое обоснование принципа организации образования в соответствии с природой ребенка; учет детского возраста как решающего условия правильного воспитания. Ими были обоснованы идеи замены средневекового содержания образования, прежде всего в среднем и высшем звене, классической культурой; создания принципиально новых учебно-воспитательских учреждений: семейных школ, кружков и академий, мастерских художников и т.д.; построения кардинально новых форм воспитания и обучения, например такой формы, как урок, что позволило разработать классно-урочную систему обучения, и целого набора новых методов воспитания и обучения, направленных на развитие самостоятельности и творческих способностей ребенка.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по педагогике
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *