Методы и методики исследования психологии

Методы научных исследований – это те приемы, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Классификация методов в психологии Б.Г.Ананьева (русская школа).

I группа – организационные методы:

1. Сравнительный метод – изучение одного и того же психического явления у групп по возрастам, деятельности и т.д.

2.Лонгитюдный метод – многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени.

3. Комплексный метод – (1+2) или в исследовании принимают участие ученые представители разных наук.

II группа – эмпирические методы:

1. Наблюдение.

— Наблюдением — целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

— Непосредственным и опосредованным (предполагающее применение вспомогательных средств, например, видеоаппаратуры);

— Внешним и внутренним (самонаблюдение);

— Включенным (наблюдатель становится членом исследуемой группы) и невключенным;

— Прямым и косвенным;

— Сплошным и выборочным (по определённым параметрам);

— Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.

— Самонаблюдение — метод углубленного исследования и познания человеком моментов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание.

Этапы исследования методом наблюдения:

— определение задачи и цели;

— выбор объекта, предмета, ситуации;

— выбор метода;

— выбор способа регистрации наблюдаемого;

— обработка и интерпретация полученных знаний.

2. Экспериментальные методы — активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психический факт.

В зависимости от условий проведения выделяют

— Лабораторный эксперимент — условия специально организуются экспериментатором.

— Полевой, или естественный эксперимент — эксперимент проводится в условиях, которые экспериментатор не контролирует.

В зависимости от результата воздействия выделяют

— Констатирующий эксперимент — экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют.

— Формирующий эксперимент — экспериментатор изменяет участника необратимо, формирует у него такие свойства, которых раньше не было или развивает те, которые уже существовали.

В зависимости от уровня осознанности

В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на

— те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования,

— те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),

— и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).

3. Психодиагностические методы — выявление и измерение индивидуально-психологических особенностей личности.

— Тесты — стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом — количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

— Вербально-коммуникативные методы — группа психологических и, в частности, психодиагностических методов на основе речевого (устного или письменного) общения.

— Метод беседы — метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:

— Терапевтическая беседа

— Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)

— Автобиографическая беседа

— Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта от него самого)

— Сбор объективного анамнеза (сбор информации от знакомых субъекта)

— Метод интервью — метод, заключающийся в проведении разговора между психологом или социологом и субъектом по заранее разработанному плану.

— Метод опроса — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

— Метод анкетирования — метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета.

3. Методы анализа процессов и продуктов жизнедеятельности.

Продуктами деятельности могут выступать дневниковые записи, архивные материалы, художественные тексты и т. д.

— Хронометраж – метод изучения затрат времени с помощью фиксации и замеров продолжительности выполняемых действий (например, запись своих действий каждые 15-20 минут).

— Профессиография (какие люди подходят к той или иной профессии, какой отпечаток накладывает профессия на человека).

4. Метод моделирования — опосредованное исследование, при котором изучается не сам интересующий исследователя объект, а некоторая созданная модель, считающаяся посредником между объектом и исследователем.

5. Биографические методы в психологии — способы исследования, диагностики,коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические методы начали разрабатываться в первой четверти XX века (Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер). Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития её индивидуального бытия. Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. п.

III группа — все методы и приёмы обработки эмпирических данных.

1. Методы математической статистики (количественный анализ).

2. Методы качественной характеристики полученного материала.

IV группа — интерпретационные методы – методы объяснения результатов.

1. Генетический метод (фило- и онто-) (анализ фаз развития). Интерпретация материала в характеристиках развития, выделение фаз, стадий и критических моментов. (В это время…, Этот возраст…).

2. Структурный метод (анализ систем и типов межсистемных связей) – любые классификации, типологизации, когда материал интерпретируется в характеристиках систем и типах связей между системами, образующими личность, социальную группу и т.д. Важно – как одна вещь влечет за собой другую – корреляции. Выявление системо-образующих факторов.

3. Психолого-педагогические методы. Интерпретация результатов с целью объяснить, как можно помочь достичь желаемых результатов или поддержать желаемое. (В дипломной работе должны быть использованы все три интерпретационных метода).

Советская школа (Дружинин) выделяла 3 метода:

1. Эмпирический метод – внешнее реальное взаимодействие объекта и субъекта.

2. Теоретический метод – взаимодействие субъекта с мысленной моделью объекта.

3. Интерпретация и описание – внешнее взаимодействие субъекта со знаково-символическим представлением объекта.

Классификация методов в психологии (европейская классификация Пирьова):

1. Наблюдение. Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Существует несколько видов наблюдения:

• Объективное:

— Непосредственное в процессе жизненной активности;

— Объективно-клиническое – используется в стационарах;

— Опосредованное наблюдение, которое представляет собой некоторые анкетные методики либо анализ продукта деятельности человека.

• Субъективное наблюдение или самонаблюдение. Интроспекция — метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов. Интроспекция — метод углубленного исследования и познания человеком актов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание, и т. п.

— Непосредственное самонаблюдение или словесный отчет человека о том, что с ним происходило или происходит.

— Опосредованное самонаблюдение, построенное на изучении дневников, писем, рисунков или воспоминаний человека.

2. Эксперимент. Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Различают:

• Лабораторный эксперимент или искусственный эксперимент, — в психологии это вид эксперимента, который проводится в искусственно созданных условиях (в рамках научной лаборатории) и в котором по мере возможности обеспечивается взаимодействие исследуемых субъектов только с теми факторами, которые интересуют экспериментатора. Исследуемыми субъектами считаются испытуемые или группа испытуемых, а интересующие исследователя факторы называются релевантными стимулами.

— Психометрические или классические методы регистрации реакций.

— Метод тестов (стандартизированное или групповое измерение тех или иных параметров).

— Метод психологического шкалирование отдельных психических процессов или свойств личности.

• Естественный эксперимент (обычно проводится в условиях трудовой деятельности, учения или игры). Естественный эксперимент, или полевой эксперимент, — в психологии это вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс.

• Психолого-педагогический эксперимент (цель такого эксперимента – улучшить обучение); распространен на коррекционных занятиях в школе.

3. Моделирование. Метод моделирования — опосредованное исследование, при котором изучается не сам интересующий исследователя объект, а некоторая созданная модель, считающаяся посредником между объектом и исследователем.

4. Специфические, методические подходы. Выделяют три основных способа:

• Сравнительный метод – суть которого сводится к статистическим способам сравнения.

• Генетический метод – когда мы говорим о развитии или видоизменении какого-либо явления.

• Патопсихологический метод – исследование патологических от нормы (цель – создание этих нормативов).

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпаргалки по психологии №4
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *