Виды конфликтов и способы их разрешения

Типы конфликтов:

1. Реалистические и нереалистические.

Реалистические – направлены на достижение определенного результата.

Нереалистические – выражение отрицательных эмоций – самоцель.

2. Внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой, социальный.

Динамика развития конфликта:

— ВОЗНИКНОВЕНИЕ конфликтной ситуации, РАЗНОГЛАСИЙ (несовместимость интересов, ситуации, целей, мнений, когда достижение целей одного препятствует достижению целей другого чедловека) – возникновение ПРЕДМЕТА конфликта основного противоречия, ради разрешения которого стороны вступают в борьбу)

— ВОЗРАСТАНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ

— ОСОЗНАНИЕ конфликтной ситуации (оценка чужих действий как преднамеренно враждебных с целью помешать достижению желаемых целей или унизить)

— Собственно конфликтное поведение – обоюдно направленные и эмоционально окрашенные действия для затруднения достижения целей противника и реализации собственных интересов в ущерб другой стороне

— РАЗВЕРТЫВАНИЕ конфликта или его РАЗРЕШЕНИЕ

В случае развертывания, конфликт становится деструктивным, т.е. продолжается расширение конфликта, даже если причинные го устранены, а также характеризуется ростом агрессивных действий.

В случае разрешения, конфликт становится конструктивным, т.е. старые отношения отрицаются, формируются новые отношения, корректируется взаимодействие и находятся средства для предотвращения будущих конфликтов.

Стратегии поведения в конфликтной ситуации:

— настойчивость, принуждение (достижение цели любым способом, агрессивность, использование власти)

— уход – стремление уйти от конфликта

— приспособление, уступчивость (отказ от борьбы, от своих интересов)

— компромисс (взаимные уступки)

— сотрудничество (решение проблемы, учесть законные интересы друг друга и найти взаимоприемлемое решение)

Шаги решения конфликта:

1. Выявить скрытые и явные причины конфликта.

2. Выявить, какие интересы, желания у конфликтующих.

3. Понять доводы, аргументы, интересы оппонента.

4. Эмоциональная выдержка, сохранить позитивное отношение к оппоненту (дайте партнеру «выпустить пар» агрессии – самому вести себя спокойно; не давайте партнеру отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах).

5. Отделить отношения и эмоции от самой проблемы (оба спокойно обоснуйте свои претензии, факты, желаемые конечные результаты, свои варианты решения проблемы, устранив неприязненное отношение друг к другу).

6. Искать разумное и справедливое решение проблемы с учетом законных прав и интересов обеих сторон.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпаргалки по психологии №4
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *