Стадии и уровни психического отражения в филогенезе

Развитие психики в филогенезе — качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой.

Взгляды философов на то, кому присуща психика:

— Пан-психизм (психика присуща всему)

— Антропопсихизм (психика только у человека) — Декарт

— Биопсихизм (психика у всего живого, в том числе у растений) — Вундт

— Нейропсихизм (психика только у тех, у кого есть нервная система) — Дарвин

— Мозгопсихизм (психика только у тех, у кого есть головной мозг) — К.К. Платонов

— Сенсопсихизм (психика есть только у тех, у кого есть сенсорная система – способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды) (Леонтьев)

При возникновении жизни на Земле появились большие молекулы, которые обладали признаком живого, то есть впитывали питательные вещества и избавлялись от продуктов распада. Это свойство получило название раздражимость – реакция организма на биологически значимые свойства среды, которые непосредственно участвуют в обменных процессах.

Раздражимость – не есть психическое, раздражимость – биологическая реакция.

Психика возникает тогда, когда появляется чувствительность – реакция организма на биологически не значимые (абиотические, биологически нейтральные) свойства среды.

С исчезновением непосредственного окружения питательными веществами у живого организма возникла потребность обнаруживать их на расстоянии, так возникли зачатки чувствительности, то есть психика как способность сигнализировать организму о позитивных и негативных реакциях.

Этапы становления психики:

1) Тропизмы (были у таксисов, т.е. у первых одноклеточных существ) – уровень раздражимости

• фототропизмы (на свет)

• термотропизмы (на температуру)

• хемотропизмы (на физическую биологическую среду)

• топотропизмы (на механические воздействия)

2) Рефлексы – точечные автоматические реакции на раздражение тех или иных рецепторов или органов чувств.

3) Инстинкты – врожденные, неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей одного типа.

4) Научение – приобретение прижизненного опыта путём проб и ошибок.

5) Интеллектуальное поведение – решение жизненных задач без предварительных проб и ошибок путём инсайта (озарения). (См. Келлер “Об опытах исследования человекообразных обезьян”)

Стадии и уровни развития психики (А.Н. Леонтьев)

Стадии и уровни Особенности поведения Виды живых существ

1. Стадия элементарной сенсорной психики

1.1 Низший уровень

Развитая раздражимость, примитивные элементы чувствительности. Чёткие реакции на биологически значимые свойства среды, слабая пластичность поведения. Простейшие низшие многоклеточные, живущие в водной среде.

1.2 Высший уровень

Наличие ощущений. Способность к формированию элементарных условных рефлексов, развитая двигательная активность, чёткие реакции на абиотические раздражители. Высшие кольчатые черви, улитки.

2. Стадия перцептивной психики

2.1 Низший уровень

Отражение действительности в форме образов предметов. Преобладание инстинктивных форм поведения, активный поиск положительных и избегание отрицательных раздражителей Рыбы, насекомые.

2.2 Высший уровень

Элементарные формы мышления. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения, способность к научению. Птицы, собаки, кошки

3. Стадия интеллекта (наивысший уровень)

3.1 Сенсомоторный интеллект

Выделение специальных органов манипулирования, развитие исследовательского поведения. Способность решать одну и ту же задачу разными способами, учёт причинно-следственных связей, использование орудий труда. Обезьяны, дельфины

3.2 Сознание

Ведущие факторы возникновения сознания – труд и язык. (Выготский, Рубинштейн, Леонтьев). Способность отражать существенные связи между объектами, отражение опосредованно речью, используется логическое мышление.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпаргалки по психологии №4
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *