Предмет и задачи общей психологии

Каждая наука имеет свой предмет — т.е. круг тех явлений действительности, который она изучает. Психология также имеет свой предмет изучения, но можно сказать, что в настоящее время нет его однозначного определения. Это объясняется существованием многих ТЕОРИЙ ПСИХОЛОГИИ.

С одной стороны, это усложняет развитие психологии, с другой — позволяет ей исследовать самые разные аспекты психической организации человека.

Если сформулировать обобщенно предмет психологии, то можно сказать, что ПСИХОЛОГИЯ — это наука, которая изучает факты, закономерности и механизмы возникновения, протекания и проявления психических явлений. Таким образом, психология изучает психику или психические явления. Но это достаточно обобщенные понятия. Поэтому целесообразно их несколько конкретизировать.

Условно все многообразие психических явлений можно разбить на четыре больших блока:

• ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ – уровень работоспособности и качества функционирования психики человека в конкретный момент времени.

• ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ – психические явления, возникающие в ходе жизненного опыта человека и выражающиеся в уровне знаний, умений, навыков, в совокупности привычек.

• ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА – устойчивые особенности личности, обеспечивающие типичное поведение, проявляющееся в деятельности и общении с другими людьми. Так как психические свойства определяют специфику личности человека, их часто еще называют ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ личности. К ним относят темперамент, характер, способности и мотивационную сферу.

• ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ – динамические психические явления, обуславливающие отражение и осознание человеком воздействий окружающего мира. К ним относят ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ (эмоциональная сфера), ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ (волевая сфера) и ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ (познавательная сфера личности).

Психические познавательные процессы — совокупность явлений, которые позволяют человеку изучать окружающий мир, других людей, самого себя. К познавательным процессам относят ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение. Эмоциональные процессы (эмоции, чувства, аффекты и др.) определяют эмоциональное отношение человека к происходящему. Воля обеспечивает сознательную регуляцию деятельности человека через постановку целей и их достижение.

Важнейшими в структуре предмета психологии выступают психические свойства и процессы. Психические состояния и психические образования изучают специальные разделы психологической науки (психофизиология, педагогическая психология и др.).

Необходимо заметить, что представленная структура психических явления является неоднозначной.

Можно говорить о специфических задачах психологии в конкретных сферах (семье, профессиональной деятельности, политике, образовании и т.д.). Также необходимо отметить, что задачи психологии определяются теми общими проблемами, которые разрешает общество в конкретном государстве в тот или иной исторический период.

Коротко задачи психологии можно сформулировать так:

1. Научиться понимать сущность психологических явлений и их взаимосвязь;

2. Научиться управлять ими;

3. Использовать полученные знания на практике;

4. Быть теоретической основой практики психологической службы.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпаргалки по психологии №5
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *