Характеристика методов сбора первичной информации

Основными методами получения психологической информации являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – древнейший метод познания. Житейское наблюдение каждый человек использует в своей повседневной жизни. Однако от обыденного (житейского) наблюдения научное наблюдение отличается целенаправленностью, четкой схемой и заданностью единиц наблюдения (что воспринимать) и не менее четкой фиксацией результатов восприятия.

НАБЛЮДЕНИЕ – один из основных методов сбора первичной информации, состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях.

Необходимые условия для использования метода: четкий план наблюдения, фиксация результатов наблюдения, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, и проверка гипотезы в последующих наблюдениях.

Принято различать включенное и невключенное наблюдение. Включенное характеризуется тем, что наблюдатель включен в деятельность группы, за которой ведётся наблюдение, на правах ее члена. Тем самым во многом снимается негативный эффект влияния личности наблюдателя, особенно если он прибегает к скрытому типу наблюдения, когда люди не догадываются, что за ними ведется наблюдение. Невключенное, внешнее наблюдение ведётся со стороны. Оно может быть как скрытым, так и открытым. В лабораторных условиях наблюдатель может размещаться за стеклом, прозрачном в одном направлении. В полевых условиях скрытое наблюдение осуществлять намного сложнее. Правда, миниатюрные технические средства, в частности видеокамеры, позволяют осуществлять наблюдение скрытой камерой. Но здесь возникает ряд этических проблем. Скрытое наблюдение нарушает права личности. Поэтому этика психолога требует информировать объект о наблюдении.

По степени стандартизации (формализации) различают неформализованное (полусвободное) и формализованное наблюдение. Если в неформализованном наблюдении фокусировка на эмпирические индикаторы изучаемого явления нечеткая, то в формализованном имеет место чрезвычайно подробное выделение единиц наблюдения, восприятие и фиксация которых свидетельствует о наличии того или иного социально-психологического явления и его характеристиках. В полусвободном наблюдении результаты фиксируются в журнале наблюдения или регистрации в свободной форме. В формализованном результаты, как правило, фиксируются в специальной карточке, в которой каждой единице наблюдения отведено свое место, в наблюдатели только фиксируют выделенные единицы и никакие другие.

Выделяют также полевое и лабораторное наблюдение. Соответственно и поведение диагностируемых при наблюдении за ними в лаборатории может значительно изменяться.

Процедура наблюдения складывается из следующих этапов.

1. Определение цели (для чего наблюдать?).

2. Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?).

3. Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?).

4. Выбор способа регистрации наблюдаемого (как вести записи?).

5. Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum – проба, опыт)– один из основных методов сбора первичной информации, характеризующийся тем, что исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими переменными (или факторами) и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления.

Различают: лабораторный, естественный и формирующий (совмещает процедуру исследования и обучения, воспитания, тренировки) эксперимент. В естественном эксперименте условия задаются независимыми от исследователя факторами. Исследователь лишь их выделяет и учитывает. Ситуация лабораторного эксперимента создается исследователем.

Общие правила проведения лабораторного эксперимента:

• введение экспериментатором независимых переменных и контроль за воздействием на испытуемых (контроль за изменением зависимых переменных);

• выделение контрольной и экспериментальной групп для сравнения эффекта воздействия на испытуемых.

Лабораторный эксперимент проводится в специальных условиях, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может и не знать.

ТЕСТ – стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления определенных психологических качеств человека. Особое значение имеют тесты в практике профессионального отбора на вакантные рабочие места, а также при проведении аттестации персонала.

ОПРОС – это метод получения психологической информации, основанный на устном или письменном обращении к человеку с вопросами, содержание которых составляет проблему исследования.

Опрос чаще всего выступает в виде двух вариантов: анкетирование и интервьюирование. Если опрос проводится письменно с использованием анкеты, то говорят об анкетировании, преимущество которого состоит в том, что в нем одновременно может участвовать группа лиц. Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны. В коммерческой деятельности анкеты применяются достаточно широко, но необходимо помнить, что получение надежных и достоверных фактов требует профессиональных знаний от составителей анкет.

ИНТЕРВЬЮ – вид опроса, при котором ставится задача в непосредственном контакте с человеком получить от него ответы на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. Интервью, как устный опрос, позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, его внутренний мир, и требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпаргалки по психологии №5
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *