Основные признаки, этапы, уровни и условия развития детского коллектива

Коллектив — это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.

Признаки: наличие общественно значимых целей, их последовательное развитие; систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность; соответствующая организация совместной деятельности , систематическая практическая связь детского коллектива с обществом. Этапы развития кол-ва: — на первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся. — на втором этапе основным проводником требований к личности должен быть актив. Педагогу необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают. Третий этап вырастает из второго, сливается с ним. «Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле» — работа воспитателя становится математически точной, организованной. Л.И. Новикова выделяет следующие стадии развития коллектива: 1) стадию сплочения коллектива2) стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся и 3) стадию, когда важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника. Уровни формирования коллектива: нижним уровнем является группа-конгломерат, взаимоотношения и взаимодействия в группе поверхностны и ситуативны. Если объединение произошло — группа становится группой-ассоциацией. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первые ростки ее коллективообразования. Группа-кооперация отличается реальной и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Ее межличностные отношения и ее внутригрупповое общение носят сугубо деловой характер. Группа-автономия характеризуется высоким внутренним единством по всем подструктурам и общим качествам, кроме интергрупповой активности, если группа выходит на межгрупповое взаимообщение и взаимодействие, становится органичной частью более широкой общности, а через нее и общества в целом, то в такой группе наблюдается коллективистическая направленность и она становится группой-коллективом.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпаргалка по педагогике
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *